Источник: Сноб, Москва 1июня 2020

Согласно трансакционному анализу Эрика Берна, в каждом из нас живут три эго-состояния, три субличности — ребенок, родитель и взрослый. Они часто сменяют друг друга в зависимости от ситуации и иногда могут проявляться одновременно.

Внутренний ребенок воссоздает наши детские мысли и чувства, стремления, страхи, реакции и позиции в отношении себя и других. Он отвечает за наши порывы и опрометчивые поступки, любопытство и творчество. Для этого состояния важны безопасность и определенность. При этом, если в человеке доминирует ребенок, он тревожен и слишком эмоционально реагирует на трудности, возводя любую мелочь в ранг катастрофы. Если же человека в детстве часто обижали и оскорбляли, он может заблокировать своего внутреннего ребенка и постепенно перестает получать удовольствие от жизни и радоваться своим достижения, он подавляет свои желания, становится мрачным, консервативным. В таких случаях чаще доминирует родитель.

Внутренний родитель — модель поведения, установки и предубеждения, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Основные функции этой субличности консервативные: сохранение традиций, сбережение опыта прошлых поколений, их этических норм и морали.

В традиционной семье много запретов и мало разрешений, что сильно влияет на человека в будущем и может его травмировать. И только у развитой личности между родителем и ребенком стоит взрослый. Это состояние психики не зависит от возраста. Оно отвечает за объективное восприятие текущей реальности и действует находчиво, сообразно ситуации и возможностям.

Для того чтобы быть счастливым, человеку важно поддерживать баланс между этими тремя субличностями. Чтобы обрести гармонию, надо простить своих родителей за то, что они так воспитали нас, и попробовать поменять родительские установки, которые были нам даны в детстве и перешли в нашего внутреннего родителя.

Анастасия Заренкова, психолог семейного центра «Кутузовский»

Напишите на листочке, чего вам недодали родители: любви, заботы, внимания, похвалы и т. д. Затем подумайте, как вы можете дать это сами себе. Прислушайтесь к себе, попытайтесь спросить у своего внутреннего ребенка: «Чего ты хочешь? Чего тебе не хватает?» Если вы не можете самостоятельно справиться с тревогами или требовательны к себе настолько, что ваша жизнь превращается в ад, вам необходимо обратиться к специалисту.

Если вам вдруг захотелось съесть мороженое в мороз, внезапно сорваться в путешествие, порисовать или, например, подурачиться, в вас говорит ребенок. Внутренний взрослый отвечает за рациональный подход, например: «Это покупать сейчас не стоит, потому что бюджет расписан под кредиты». А родитель — это заложенные нашими родителями стереотипы, по которым мы живем сами и транслируем их нашим детям: например, доедать суп до последней ложки. Личность родителя живет в каждом из нас, вне зависимости от того, есть у нас дети или нет.

Эти субличности составляют основу нашего здоровья, они как стол на трех ножках: если убрать одну из них, нарушится баланс и стол упадет. Чаще всего во взрослом возрасте забывается или подавляется ребенок: «Какое там побегать по лужам? Я взрослый человек, руководитель!» Если желания и потребности ребенка, которые напрямую ведут к душевному здоровью, не удовлетворяются, у человека скачет настроение и появляются психосоматические заболевания: бессонница, проблемы в сексуальной сфере и т. д. Поэтому своего внутреннего ребенка важно лелеять и подкармливать. Вспомните, какие игры вы любили в детстве, и поиграйте в них со знакомыми детьми.

Поговорите со своим внутренним ребенком, назвав его по имени: «Вот, я сделала это для тебя, ведь ты так хотела этого в детстве, но у тебя не было возможности». Одна моя клиентка в возрасте 35+ испытывала необъяснимую тягу к куклам, но не разрешала себе их покупать. Мы стали копаться в ее прошлом, и она вспомнила, что в раннем детстве увидела в магазине куклу и уговорила маму ее купить. На кассе у мамы не хватило буквально нескольких рублей на покупку. Эта ситуация так травмировала девочку, что во взрослой жизни она не позволяла себе ярких, эмоциональных покупок. Первым шагом в реабилитации внутреннего ребенка для нее стало приобретение самой красивой куклы.

Елена Шохина, психолог семейного центра «Зеленоград»

Дети очень болезненно воспринимают отказ родителей купить им что-либо. Они не всегда понимают, что у родителей нет денег. Поэтому родителю важно найти в себе внутренний ресурс и объяснить ребенку на простых примерах, почему он не может это купить: «Я не отказываю тебе, но я не могу это купить, потому что...» Так вы избежите травмирования ребенка («мне отказали — значит, меня не любят») и привьете ему умение просчитывать бюджет — во взрослой жизни это понадобится. Когда ребенок будет знать, на что тратится семейный бюджет, уменьшится число конфликтов на тему «Мама, купи!». Естественно, семилетнему ребенку не надо рассказывать, как высчитывается кредитная ставка. Все должно быть сообразно возрасту.

У каждого эго-состояния есть свои плюсы и минусы. Если говорить о плюсах родителя, мы экономим много энергии и времени, понимая, что в определенных обстоятельствах нужно действовать так, как нас учили в детстве. С другой стороны, родителю присущ догматизм, некие навязанные правила, которые делают нас более ригидными: мы теряем гибкость восприятия и действий.

Внутренний ребенок — открытый и беззащитный, он вносит в нашу жизнь радость и спонтанность. Именно он помогает подходить к жизни творчески и не терять чувства юмора даже в самых сложных ситуациях. Недостатки ребенка — неорганизованность и низкая продуктивность, отсутствие пунктуальности и умения структурировать свою работу.

Задача взрослого — поддерживать баланс между родителем и ребенком. Он объективно оценивает реальность и умеет действовать, опираясь не только на опыт, и находить выход из ситуаций, которые кажутся безвыходными для ребенка. Вернуть внутреннего ребенка может только взрослый, который объективно оценит ситуацию и ответит на вопрос, а оправданы ли страхи ребенка, есть ли причины для тревоги, и сможет найти решение проблемы.

Маргарита Оганесян, психолог семейного центра «Палитра»
Не будьте авторитарными, дайте детям возможность проявлять себя. Объясняйте, а не кричите, понимайте их чувства, услышьте своих детей. Объяснять ребенку, что можно, а что нельзя, нужно так, чтобы у него не образовалось внутренних барьеров, которые будут мешать ему во взрослом возрасте. Хорошо, когда человек внутренне свободен, способен к нестандартному видению и открыт новому.

Бесплатно получить психологическую, педагогическую, юридическую и экономическую помощь можно в семейных центрах, которые есть практически в каждом районе Москвы. Обратиться за помощью может любая семья с детьми, постоянно проживающая в столице. --> узнать больше

Если вы знаете, что ребенок в опасности, надолго оставлен один в квартире без присмотра взрослых, существует угроза его жизни и здоровью, наберите 051 с городского или 8 (495) 051 с мобильного телефона. --> обратиться за помощью

Если у вас есть вопрос по теме поддержки семьи и детства, задайте его онлайн. В течение одного рабочего дня социальные работники помогут вам разобраться в ситуации. Выход есть всегда!