Источник: Аргументы и факты

Обучаясь новым навыкам по программе «Московское долголетие», граждане «серебряного возраста» получали главный ресурс — общение. Друг с другом и с сотрудниками центров — соцработниками и преподавателями.

С введением режима самоизоляции очные занятия в центрах соцобслуживания прекратились. Но потребность в общении у получателей соцуслуг осталась.

Привычная работа — по-новому

В сложившихся условиях часть сотрудников проекта «Московское долголетие» вместе с коллегами из центров соцобслуживания в составе мобильных бригад помогают ставшими им уже хорошими знакомыми пожилым людям. И доставкой продуктов эта помощь не ограничивается. Сотрудники принимают заказы на покупку медикаментов, выгуливают собак и покупают им корм. Ещё одна их обязанность — организовать домашний досуг для пожилых. Для этого соцработники присылают материалы с вариантами занятий дома.

Рабочий день соцработника начинается с получения средств индивидуальной защиты. «Мы обязательно используем перчатки и маски, которые меняем раз в два часа. Перчатки перед каждым контактом я дезинфицирую антисептиком», — рассказал сотрудник отдела социальных коммуникаций и активного долголетия филиала «Зябликово» ТЦСО «Царицынский» Андрей Золотов.

Умение вежливого отказа

Внешние атрибуты — не единственное новшество в работе. Умение отказывать людям, для которых работаешь, — теперь едва ли не важнейший навык. Некоторые «долголеты», не до конца осознавая всю серьёзность ситуации, могут по привычке пригласить соцработника к себе домой на чай. Принять такое приглашение в условиях эпидемии это недопустимо: граждане старше 65 лет и те, у кого есть хронические заболевания, находятся в группе риска. Да и времени на посиделки нет, ведь в день поступают десятки заявок.

Дружба онлайн

С закрытием центров соц­обслуживание общение с пожилыми людьми не прекратилось. Оно перешло в онлайн-режим. Например, сотрудники филиала «Бутырский» ТЦСО «Алексеев­ский» ведут специальный чат в мессенджере. Многие «долголеты» подружились друг с другом и с преподавателями в соцсетях.

«Наши пенсионеры ходили на курсы интернет-грамотности и приобрели или получили в подарок от детей гаджеты. Если бы самоизоляция случилась, когда „Московского долголетия“ ещё не было, многие остались бы одни — не у всех же есть дети и внуки. А так они регулярно общаются между собой, переписываются, созваниваются», — пояснил главный специалист по мониторингу отдела социальных коммуникаций и активного долголетия филиала «Бутырский» ТЦСО «Алексеевский» Михаил Якимович.

Завсегдатаи секций и кружков нечасто обращаются за помощью. Многие из них самостоятельно освоили сервисы по доставке товаров на дом. Но также важна эмоциональная поддержка.

«Бывают ситуации, когда приходишь к пенсионеру, а он жалуется, что ему тяжело морально. Но, несмотря на это, они не выходят на улицу, проявляют сознательность. Мы можем с ними постоять, поговорить на допустимом расстоянии, успокоить, сказать, что это всё временно, что они не одни», — призналась сотрудница филиала «Чертаново Центральное» ТЦСО «Чертаново» Натия Дгебуадзе.