Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как помогают детям с инвалидностью в ЦССВ «Юнона»

17 декабря 2019 года

Как помогают детям с инвалидностью в ЦССВ «Юнона»

Центр содействия семейному воспитанию «Юнона» в этом году отметил свое 45-летие. Создан он был как детский дом-интернат для детей с особенностями интеллектуального развития. Подход к работе с такими детьми за эти годы сильно изменился.

Пять лет назад, когда в России началась крупная реформа учреждений для детей-сирот, к ДДИ № 7 был присоединен Дом ребенка № 9. Так детский дом-интернат стал центром содействия семейному воспитанию. Из множества вариантов остановились на названии «Юнона» (в римской мифологии так зовут богиню, отвечающую за тепло семейного очага).

Сейчас в двух зданиях ЦССВ живут 84 ребенка, 36 из них — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Здесь находятся дети от рождения до 18 лет. Самой младшей воспитаннице «Юноны» — 3 месяца.

«Я работаю в „Юноне“ около 30 лет. За последние годы многое изменилось в жизни учреждения. В группах теперь не более восьми человек. Дети ездят в лекотеку, школы и колледж, отдыхают в оздоровительных лагерях. Много детей забрали в приемные семьи», — отмечает директор ЦССВ «Юнона» Тамара Баранова.

РЕАБИЛИТАЦИЯ — РАБОТА КОЛЛЕКТИВНАЯ

Говоря о детях с инвалидностью, живущих в учреждениях, прежде всего мы всегда рассказываем о том, как им помогают решить проблемы со здоровьем и адаптировать их к жизни в социуме. Реабилитация бывает разной: медицинской, педагогической и так далее. В «Юноне» все они тесно соединены: весь распорядок дня ребят вполне можно назвать реабилитацией.

Медики, педагоги дополнительного образования, воспитатели, учителя-дефектологи, логопеды, педагоги-психологи часто проводят комплексные занятия и мероприятия. Т. е.в занятии одновременно задействованы несколько специалистов.

Воспитанники «Юноны» имеют различные нарушения, поэтому работа проводится индивидуально с каждым ребенком по разработанной специально для него программе.

Большое значение для реабилитации детей имеет массаж. На массажном столе — самая младшая воспитанница «Юноны». «Девочка родилась с маленьким весом, поэтому ее физическое развитие сейчас соответствует 1-1,5 месяцам. Мы уже научились держать головку и пытаемся перевернуться на бочок. Специалисты помогают ей осваивать повороты с живота на спину. Следующий этап в ее программе — повороты со спины и обратно. Малышка получает курс массажа совместно с лечебной физкультурой, для укрепления мышц используем занятия на фитболе», — комментирует Любовь Ветрова, врач лечебной физкультуры.

Среди воспитанников Центра много детей с различными двигательными нарушениями. «После курса массажа мы используем средства технической реабилитации — ортезы (тутора, корсеты). Применяем позиционное выкладывание в специализированные подушки. Это нужно для укрепления мышц и профилактики вывихов», — отмечает Любовь Ветрова.

Многие средства реабилитации специалисты «Юноны» делают своими руками. Например, подушки и валики для позиционирования разных форм и размеров делаются конкретно под каждого ребенка. Изготавливают здесь и сенсорные фартуки. Они расшиты самыми разными материалами: шуршащими, звенящими, мягкими, гладкими и шершавыми. На них есть пуговички, замочки и погремушки. При этом каждая вещь оригинальна и неповторима. Именно с помощью такой «сенсорной» одежды дети развивают свое тактильное восприятие. Их надевают работающие в группе с детьми специалисты. Если ребенок не может сам взять игрушку в руки, ее закрепляют специальным фиксатором на запястье.

В арсенале специалистов Центра — большой выбор средств физиотерапии: фито-, магнито- и аромотерапия, кислородные коктейли, электросон, а также водные процедуры, в том числе лечебные и гидромассажные ванны, парафиновые аппликации, криомассаж.

Работают с ребятами логопеды, дефектологи, монтессори-педагоги. «У нас сложные дети с сочетанными нарушениями, поэтому приходится программы и методики составлять самим, подбираем и адаптируем их индивидуально под каждого. Мы разработали мониторинг речевого развития для наших детей. На его основе составляются программы по работе с детьми», — говорит логопед Татьяна Горячева.

Уже два года в двух группах Центра с малышами занимаются по методике Марии Монтессори. «Кроме классического материала, есть и адаптированный. Не весь материал Монтессори подходит для детей с особенностями здоровья. Мы адаптируем его сами. Дети очень хорошо развиваются, стали самостоятельнее, с удовольствием сами выбирают материал и им занимаются. Активно развивается речь. Когда дети делают выбор, чем им заниматься, они становятся более свободными, раскрепощенными, уверенными в себе», — отмечает воспитатель, монтессори-терапевт Елена Прасолова.

Дети, с которыми занимаются по методике Монтессори, гораздо самостоятельнее в быту. Они сами убирают за собой посуду. Для маломобильных малышей сделаны специальные приспособления в виде тележек, которые они могут толкать впереди себя. «Когда ребенок делает это, он чувствует себя гордым. Приучаем детей есть ножом и вилкой. Это важно для развития межполушарного взаимодействия. Учим детей и самостоятельно одеваться, застегивать молнии, завязывать шнурки. Для этого есть специальные тренировочные рамки-монтессори», — комментирует Елена Прасолова.

Большую работу в ЦССВ «Юнона» проводят в направлении развивающего ухода. «Так как у нас находятся дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, для нас это важно. Работа строится на совместной деятельности ребенка и взрослого. Мы занимаемся сенсорным развитием, развитием базовых эмоций, моторных функций, уделяем много внимания коммуникации ребенка со взрослыми и сверстниками», — рассказывает воспитатель Ольга Тялина.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО

Дополнительное образование также стало для воспитанников «Юноны» способом адаптации к миру и развития способностей.

За столом в группе на занятии по ИЗО ребята пишут письмо Деду Морозу. «Я попросил у Деда Мороза большой самолет», — рассказывает 13-летний Саша.

Ребята занимаются тут каждый день. «Занятия по ИЗО развивают мелкую моторику, речь. Например, Ванюша не очень хорошо говорит, но рисуя, он учится общаться», — комментирует воспитатель Эльза Эльяева.

Поражают воображение работы воспитанников «Юноны», выполненные в технике керамики. Они вылепили целую сказку «Репка»! Делали ее долго — в течение года каждый ребенок добавлял что-то новое. Даже воспитанникам с самым тяжелым состоянием здоровья нашлась работа. Сказка объединила всех: дети под руководством педагогов по ИЗО и керамике делали основные детали и фон, дети из секции по бисероплетению добавили к «Репке» свои элементы.

Есть здесь и своя студия «Юнона-фильм», она сняла самый настоящий мультфильм по сказке «Репка»!

ПОДДЕРЖАТЬ КРОВНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Когда в семье рождается ребенок с особенностями здоровья, родители долгое время пребывают в состоянии растерянности. Им кажется, что жизнь никогда не станет лучше. В ЦССВ «Юнона» нашли способ, как помочь семьям легче адаптироваться к ситуации.

«Мы тесно работаем с семьями наших воспитанников через различные виды деятельности. Театрализованная деятельность — совместное участие детей, родителей и сотрудников в театральных постановках — стало доброй традицией. Мы в мягкой форме регулируем детско-родительские отношения, отрабатываем алгоритмы поведения у детей. Такое взаимодействие помогает родителям научиться общаться с детьми, наладить взаимоотношение внутри семьи, снять эмоциональное напряжение», — отмечает педагог-психолог Светлана Мартыненко.

Участвуют родители совместно с детьми и в работе других кружков и студий: занимаются керамикой, ИЗО, бисероплетением.

«Помогая родителям, мы помогаем нашим детям. Когда родители умеют конструктивно взаимодействовать со своими детьми, то и дети чувствуют себя лучше», — считает заместитель директора Булгана Басангова.

17-летний Миша живет в ЦССВ «Юнона» второй год. Сегодня его бабушка со стороны папы впервые приняла участие в занятии театральной студии. В тандеме с бабушкой Миша разучивает стихотворение. «Я много слышала о студии от Миши. Он очень чувствительный ребенок. Я тревожилась, когда он оказался в Центре. Потом быстро успокоилась, потому что он всегда рассказывает много хорошего про воспитателей, говорит о том, как здесь вкусно кормят, любит школу. В „Юноне“ чувствуется домашняя обстановка», — делится Светлана Владимировна, бабушка Миши.

Есть в Центре и своя счастливая, практически сказочная история. «Солнечный» малыш И. находился в Центре с младенчества. Его родители отказались от ребенка в роддоме. Спустя 7 лет их нашли сотрудники «Юноны», когда возник вопрос по выплате алиментов. Мама и папа стали постоянно посещать сына и захотели восстановиться в своих правах. Сначала они оформили гостевой режим. Затем прошли всю предусмотренную законом процедуру восстановления в правах. Все это время они посещали мальчика. И. уже живет дома, а мама и папа высылают бывшим воспитателям сына счастливые семейные фото.

ПУТЬ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ

Среди выпускников «Юноны» есть те, кому под силу жить самостоятельно. Есть ребята, которые живут в ПНИ и одновременно работают, в том числе в родном Центре, — помогают в уборке помещений, приготовлении пищи. Есть в «Юноне» даже свой собственный парикмахер, тоже выпускник Центра.

Чтобы переход во взрослое учреждение прошел наиболее мягко для воспитанников, в «Юноне» реализуется программа преемственности. «Сейчас мы плотно сотрудничаем с ПНИ, в частности с ПНИ № 16. Готовим ребят в течение нескольких лет к переходу во взрослое учреждение. В том числе практикуются и экскурсии для кровных родителей и старших ребят. Дети участвуют в спортивных мероприятиях в ПНИ, посещают трудовые мастерские. Это позволяет познакомиться и с помещением, и с территорией, и с сотрудниками. Те наши выпускники, которые уже перешли во взрослые ПНИ, берут шефство над только поступившими. Это помогает ребятам быстрее адаптироваться», — рассказывает Наталья Маркова, социальный педагог, руководитель службы психолого-педагогического и социального сопровождения.

Доброй традицией стал вечер встречи выпускников. «Мы рассылаем приглашения во все ПНИ, где живут наши ребята. Кто-то приезжает самостоятельно, а когда это невозможно, наших выпускников сопровождают сотрудники ПНИ. Ребята с нетерпением ждут этого праздника.

А сейчас мы разрабатываем новый проект совместно с НКО. Хотим, чтобы те волонтеры, которые сопровождают детей во время жизни в Центре, продолжали с ними общаться и после перехода во взрослое учреждение», — говорит заместитель директора ЦССВ Булгана Басангова.

НАЙТИ ПРИЕМНЫЕ СЕМЬИ

Когда восстановить отношения с кровной семьей воспитанников невозможно, Центр активно ищет им семьи приемные.

«За последние годы в приемные семьи ушло более 70 детей. Среди приемных родителей есть и сотрудники Центра, а одна из сотрудниц взяла пятерых ребят. Старший из них сейчас уже окончил колледж, получил квартиру и живет самостоятельно. Приемная мама продолжает его поддерживать. Сейчас готовится выпустить в самостоятельную жизнь второго мальчика», — рассказывает директор ЦССВ «Юнона» Тамара Баранова.

О своем опыте приемного родительства поведала учитель-дефектолог ЦССВ «Юнона» Татьяна Шоркина. Уже пять лет она воспитывает четверых приемных мальчиков, которых взяла из своего родного Центра. «Двое из них уже выпускники, но пока продолжают жить со мной. Я, наверное, по сути многодетная мама. Но так сложилось, что у меня один кровный ребенок. Моему старшему приемному сыну Володе уже 20 лет. Он прошел комиссию по самостоятельному проживанию, скоро он получит свою квартиру.

Саша после 18-летия будет жить в ПНИ, но я специально выбирала учреждение, которое находится рядом, чтобы он имел возможность приезжать ко мне. Еще есть Вася и еще один Саша, 15 лет. Саша учится в колледже, Вася — в школе.

Семья дает то, что нельзя дать в стенах Центра: мальчики делают что-то сами, пусть допускают ошибки, но учатся на них в бытовом плане», — считает она.

Центр сопровождает приемные семьи. «Сегодня у нас на сопровождении 22 семьи, в них воспитывается 51 ребенок. Для каждой семьи разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. Привлекаются специалисты, работающие в ЦССВ: врачи, психологи, массажисты и т. д., — все, кто может быть полезным семье. То есть ребенок из приемной семьи может пользоваться услугами наших специалистов, получать консультации наших врачей. Большое внимание уделяем реабилитационному досугу: ведь это профилактика выгорания приемных родителей, занятость детей, развитие и одновременно коррекция личности ребенка. Активно сотрудничаем с НКО и фондами, которые предоставляют нашим семьям билеты. Наши семьи принимают активное участие во всех городских мероприятиях, которые обычно организовывает Центр „Детство“: фотоконкурсах, творческих конкурсах и т. д.», — говорит начальник отдела содействия семейному устройству, сопровождения кровных и замещающих семей Вера Шикова.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Опекуны, Дети-сироты

Новости по теме