Этот столичный центр находится в 35 километрах на юго-восток от Москвы, в поселке Быково Раменского района. Территорию в одиннадцать гектаров окружают вековые сосны, березы и клены. Чистый воздух, умиротворяющая тишина. У всех ребят, живущих здесь, заболевания сердца. В нашем репортаже рассказываем, как устроен центр, как в нем учатся дети и чем они занимаются в свободное время.

Центр реабилитации и образования № 4 — одно из старейших соцучреждений Москвы, в прошлом году ему исполнилось 120 лет. Сегодня под его крылом находится 180 детей из столицы в возрасте от 6,5 до 16 лет. Из них 40 человек имеют инвалидность. У всех — различные заболевания сердца и сопутствующие диагнозы: астма, легкие формы ДЦП, нарушения слуха и другие.

В Быково дети одновременно получают медицинскую и социокультурную реабилитацию, а также полноценное школьное образование.

«Изначально здесь находился Институт для благородных девиц, после Октябрьской революции — детский дом для беспризорных детей-сирот, потом санаторий. В разное время здесь помогали малышам с туберкулезом, детям из голодающего Поволжья, принимали ребят из Испании, охваченной Гражданской войной. С 1953 года учреждение обучает и проводит реабилитацию детей с сердечно-сосудистыми заболеваниями», — рассказывает директор центра Сергей Седов.

Образовательные и реабилитационные услуги получают дети с 1 по 9 класс круглосуточно в режиме пятидневной недели. На выходные и каникулы ребят забирают родители. Основные документы, дающие право на пребывание в центре, — это медицинское заключение и направление из Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы.

«Дети круглосуточно находятся под наблюдением медицинского персонала. У нас свой квалифицированный персонал: кардиолог, педиатр, стоматолог, физиотерапевт, ЛОР, медицинские сестры. У каждого ребенка индивидуальный план по медицинскому сопровождению и образованию. Часть ребят с тяжелыми формами заболеваний учатся по адаптированным программам. Наш центр имеет аккредитацию и бессрочную государственную лицензию на образовательную деятельность. После 9 классов дети сдают экзамены и получат аттестаты об основном общем образовании», — говорит директор.

ПОДКЛЮЧЕНЫ К МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЕ

Сам центр состоит из нескольких корпусов — для школьных занятий, для медицинской реабилитации, для отдыха и подвижных игр.

Классы сформированы так, чтобы в одной группе училось не больше 20 человек. Учебные пространства оборудованы интерактивными панелями с сенсорным экраном. На занятиях дети пользуются электронными учебниками и дневниками, а учителя — электронными журналами. Родители могут дистанционно следить за успеваемостью детей.

Для сдачи выпускных экзаменов старшеклассникам никуда ехать не нужно, в центре свой пункт для проведения ОГЭ (Основного государственного экзамена). Сделано это для того, чтобы дети находились в знакомой среде и лишний раз не волновались.

ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ТЕРАПИЯ ВМЕСТО ИНТЕНСИВА

Массаж, спелеокамера, кабинет для физиотерапии и механотерапии, стоматология, сухая углекислая ванна... Это все находится в медицинском крыле и предназначено для реабилитации детей. Многие болезни нельзя вылечить, поэтому в центре созданы все необходимые условия для поддерживающей терапии.

«Как только ребенок попадает к нам в центр, его осматривают педиатр, физиотерапевт и кардиолог. Определяется его индивидуальный план реабилитации. В зависимости от состояния ему назначается электро- и светолечение, гипокситерапия, массаж, лечебная физкультура, ингаляции. Дети у нас регулярно дышат горным воздухом с помощью специального аппарата. Это укрепляет иммунитет, они меньше болеют», — рассказывает Татьяна Вялых, начальник отделения медицинской реабилитации.

Одна из новейших методик в реабилитации детей — Хивамат-терапия (массаж с помощью пульсирующего электростатического поля), аналог ударно-волновой терапии.

«С помощью специального аппарата мы можем промассировать фактически любую мышцу. В результате человек быстрее восстанавливается после операций. У него улучшаются двигательные функции», — объясняет медик.

РАЗДОЛЬЕ НА ПРИРОДЕ

Медицинские процедуры дети проходят в первой половине дня. После учебы — обед (кстати, в центре пятиразовое питание) и тихий час. А потом свободное время. Дети играют в настольный теннис, футбол, мастерят поделки своими руками. Работают кружки по кулинарии, вязанию и вышиванию, квиллингу, рисованию и декупажу.

Дети также могут заняться выжиганием по дереву или сделать для местных белок и скворцов специальные домики. Для спокойного времяпровождения есть библиотека и зимний сад.


Весной и летом дети помогают ухаживать за фруктовыми садами и цветами на территории Центра, регулярно устраиваются субботники. Зимой на стадионе заливают каток и прокладывают лыжню.

Отдельная гордость Центра — Музей истории «Наше наследие», который появился в 2013 году в историческом здании Института благородных девиц. Там собраны старинные вещи, датированные началом XIX века, клавесин с музыкальными партиями, первые телефоны и печатные машинки, детские игрушки и даже огромный самовар, который когда-то собственноручно привезла Надежда Крупская. Раритетный жбан на пять ведер чая до сих пор используют на детских праздниках и школьных выпускных.

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК — ЭТО ЦЕЛЫЙ МИР

Про каждого ребенка можно рассказать целую историю. Историю борьбы с тяжелым диагнозом.

Двенадцатилетняя девочка Даша родилась в обычной московской семье. Вскоре врачи обнаружили у нее врожденное заболевание сердца. Для родителей девочки загородный Центр реабилитации и образования № 4 стал последней надеждой, чтобы дать дочери счастливое детство и школьное образование. Так в 2013 году девочка оказалась в Центре. Она живет тут практически постоянно, родители навещают по выходным и забирают домой на каникулы. Пока без поддерживающей терапии Даше не обойтись.

В Быково девочке составили индивидуальный план реабилитации. Она регулярно ходит на массаж и лечебную физкультуру. В ее расписании — спелеология и светотерапия на аппарате Биоптрон Про, кислородотерапия, щелочные ингаляции, лечение ионами и многое другое. За годы реабилитации у девочки окрепли мышцы спины и живота, улучшилось крово- и лимфообращение, нормализовалась давление.

С виду Даша обычный ребенок — улыбчивый подросток с двумя веселыми косичками. Но сегодняшнее состояние девочки — это заслуга не только врачей и педагогов, но и ее сильный характер, жизнерадостность и оптимизм. Кроме того, в центре девочка раскрыла себя в творчестве.

«Мне нравится заниматься в кружке „Художественное творчество“. Люблю рисовать и делать что-нибудь руками. А еще танцевать!», — признается Даша.

Подтверждение таланта девочки — ее участие в различных московских конкурсах и городских фестивалях. Только в этом году Даша отлично выступила в Инклюзивном конкурсе искусств «Особые таланты» и Всероссийском конкурсе патриотического рисунка «Мир моего дома».

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы