Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как помочь приемному ребенку с ментальными особенностями адаптироваться к школе

29 октября 2019 года

Как помочь приемному ребенку с ментальными особенностями адаптироваться к школе

Собрания для приёмных родителей, которые проводит весной и осенью Центр «Детство», стали традиционными. Темы встреч предлагают сами семьи через Общественный совет опекунов, попечителей, приёмных родителей Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Осенние родительские собрания в 2019 году посвящены проблемам школьного обучения детей с особенностями психического здоровья.

Специалисты Центра «Детство» встречаются с семьями из каждого административного округа столицы отдельно.

Ленивых детей не бывает

Врач-психиатр, эксперт Центра «Детство» Евгений Катан на родительском собрании для семей ТиНАО рассказал об особенностях детей с органическими расстройствами головного мозга (нарушениями внутриутробного развития, родовыми травмами и так далее). «Сначала проблемы могут быть незаметны для родителей, и они не обращаются к специалистам. Проблемы накапливаются. Когда ребенок входит в школьный коллектив, мы замечаем, что он отличается от остальных. Любое органическое расстройство, если его не лечить, оказывает влияние на характер и личность», — объясняет Евгений.

В школе такие ребята с трудом удерживают внимание, быстро устают. Они плохо спят, поздно встают. Им нужно часто переключаться на разные виды деятельности. «Ленивых детей не бывает. Ребенок развивается, познает мир, строит социальные связи. Если он чего-то не делает, значит, просто не может. Часто родители начинают ругать. Потом это только усугубляет ситуацию, порождает межличностные конфликты, провоцирует отчужденность ребенка от приёмной семьи», — считает Евгений Катан.

В начальной школе поведенческие расстройства еще не выражены, ребенок подчиняется авторитету родителя. В это время важно создать базу для обучения. Если этот период пропустить, если и в школе, и дома ребенка все время критикуют, он расценивает это как предательство и теряет мотивацию к обучению.

Как же помочь с учебой детям с расстройствами аутистистического спектра, задержкой психического развития, умственной отсталостью справиться с невротическими расстройствами?

Евгений Катан, врач-психиатр: «Легкие расстройства аутистического спектра можно диагностировать далеко не сразу. Такие дети имеют проблемы с сопереживанием, сочувствием, они не могут адекватно оценить эмоциональное состояние других людей. Они — «белые вороны», их трудно понять. Им нужно четко объяснять, что хочет от них педагог или одноклассники в той или иной ситуации. Чтобы диагностировать задержку психического развития или умственную отсталость, нужно проводить патопсихологическое исследование всегда, когда ребенок не справляется с учебой, чтобы диагностировать проблему. Нельзя заставлять ребенка делать то, что ему ментально недоступно.

Предотвратить буллинг

Актуальна для приёмных детей с особенностями психического развития и тема буллинга (травли). «Для детей-сирот характерно виктимное поведение — они часто оказываются в позиции жертвы. Неудивительно: они пережили травматический опыт. У детей-сирот порой большие проблемы с личными границами», — считает психолог в социальной сфере отдела сопровождения семей опекунов, попечителей, приёмных родителей Центра «Детство» Елена Понамарева.

Как распознать, что приёмный ребенок стал объектом травли, и что делать, если беда уже случилась?

«Когда сын или дочка приходят в новую школу, родители должны быть очень внимательны к их эмоциональному состоянию: в каком настроении ребенок уходит в школу, в каком приходит домой. Если вы узнали, что он или она стали объектом травли, задача родителя сказать: „Я тебя прекрасно понимаю!“, „Хорошо, что ты мне об этом рассказал“, „Это не твоя вина!“. Так вы поддерживаете ребенка: он будет знать, что он не один, — дает практический совет родителям психолог в социальной сфере Евгений Рыбкин. — Помогите ребенку завести друзей в классе. Если видите, что у него есть симпатии к каким-то ребятам, но он стесняется познакомиться с ними, пригласите их домой через родителей. Друзья в будущем помогут не стать объектом травли».

Вместо школьной парты

Иногда в силу особенностей психического здоровья ребенку очень тяжело дается учеба. Есть альтернатива. «Как вариант — домашнее обучение. Учителя из школы будут приходить к нему домой, проводить уроки по образовательной программе. Еще есть семейное обучение. При нем функции учителей берут на себя родители и члены семьи. Не торопитесь принимать такое решение, оцените свои возможности, проконсультируйтесь со специалистами опеки», — советует директор Центра «Детство» Татьяна Сапожникова.

«У меня четверо приёмных детей с инвалидностью. Все школьники. Обучаются по специальной программе. Со школой нам повезло: педагоги всегда хорошо идут на контакт, готовы помочь. На родительском собрании Центра „Детство“ я впервые. Очень актуальная тема», — поделился впечатлениями участник родительского собрания Алексей Юпатов.

Родительские собрания для приёмных семей продлятся до середины декабря. С графиком проведения можно ознакомиться по ссылке.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Семьи с детьми, Дети-сироты

Новости по теме