22 апреля 2021 года
Застегнуть пуговицу, почистить зубы, открыть коробку с игрушками — эти действия кажутся нам, взрослым, несложными, но освоить их ребенку с инвалидностью бывает очень непросто. Зато овладение даже простейшими навыками самообслуживания дарит уверенность в своих силах, желание развиваться дальше. В Центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров» в рамках гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводится активная работа по формированию навыков самообслуживания у воспитанников.
Маленькие, но ценные победы
«У ребенка с ментальными нарушениями освоение навыков самообслуживания растянуто по времени, поэтому нужно набраться терпения, — отмечает воспитатель Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов „Роза ветров“ Ирина Дмитриева. — Необходимо использовать все возможности, чтобы похвалить малыша, отмечать любые, даже незначительные его достижения».
По словам педагога, вначале необходимо создать обучающую среду, окружить ребенка предметами быта и их копиями-игрушками, использовать игры, которые тоже помогают освоить тот или иной навык.
Например, чтобы ребенок научился закрывать и открывать кран или выдавливать пасту из тюбика, ему необходимо овладеть определенными движениями рук. Эти движения могут отрабатываться в таких дидактических упражнениях, как «Болты-гайки», «Открути-закрути крышку на банке», «Отожми губку», «Сожми резиновую игрушку» и другие.
Устанавливаем контакт
«Большинство детей в нашей группе являются „неречевыми“. Устная речь для них сложна и недоступна. Они практически не умеют общаться, обращаться с просьбами, испытывают трудности в процессе обучения», — рассказывает Ирина Дмитриева.
Для решения этой проблемы педагоги в своей работе используют альтернативную коммуникацию, которая позволяет удовлетворять потребности неговорящего ребенка в общении и обучении − пиктограммы.
В группе, где Ирина работает воспитателем, есть тренировочная кухня. «Там мы учимся сервировать стол и убирать посуду после еды. Для этого используем пиктограммы, обозначающие предметы, действия, связанные с ними, и правила сервировки стола. Прежде чем начать обучение, мы с детьми расширяли словарь по теме „Посуда“, а также познакомили их с визуальной доской „Задания и схема“, рассказали им, где хранится хозяйственный инвентарь, объяснили, что такое дежурство», − рассказывает она.
При этом педагог отмечает, что для воспитанников ежедневно проводятся упражнения, помогающие освоить определенные действия, которые формируют умения и навыки сервировать стол и убирать посуду со стола. Например, чтобы научить расставлять посуду, используются упражнения по ориентировке в пространстве, сюжетно-ролевая игра «Приглашаем в гости» и так далее.
На специально оборудованной визуальной доске для дежурных даются задания. Каждую операцию ребенок отмечает стрелочкой. После дежурства дети получают поощрения в виде колобков.
Единый механизм
«Важно, чтобы дети выполняли посильные задачи максимально самостоятельно, так как навыки самообслуживания будут необходимы им в дальнейшей их жизни. И в этом немалую роль играют и родители наших воспитанников. Часто родители особого ребенка хотят, чтобы он читал, считал, писал, а ребенок элементарно не может держать ложку, кружку, застегнуть пуговицу на рубашке. Это объясняется тем, что очень часто близкие ребенка не задумываются, насколько умения, связанные с самообслуживанием, важны для его развития, его социальной адаптации в окружающем мире», − делится Ирина Дмитриева.
Позиция близких ребенка «Это долго», «Я лучше сам одену, это быстрее» только тормозит процесс овладения ребенком навыками самообслуживания. «Прежде чем разработать стратегию правильной коррекционной помощи в освоении навыков самообслуживания, важно быть последовательным в отношениях с ребенком и договариваться с родителями об общих требованиях к нему. Все члены семьи должны быть единым механизмом!» — советует специалист.
Справка
В Центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров» оказывается комплексная социальная помощь и поддержка семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями.
Адрес: 117042, г. Москва, ул. Южнобутовская, д. 19
Телефон:8 (499) 743-48-63.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы