Сегодня в Москве проживает более 1 миллиона людей с инвалидностью, из них 4,5% — это дети (45,7 тысячи). В 2020 году люди с инвалидностью получили около 36,5 тысячи курсов комплексной реабилитации, все обратившиеся инвалиды своевременно и быстро обеспечены техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. Также в прошлом году стало значительно проще оформить заявку на получение компенсационной выплаты на приобретение региональных ТСР. Сделать это можно не выходя из дома — на портале mos.ru.

Курсы комплексной реабилитации предоставляют в 8 реабилитационно-образовательных и 11 реабилитационных центрах, а также в отделениях социальной реабилитации инвалидов 95 территориальных центров социального обслуживания (ТЦСО). Услуги комплексной реабилитации подбираются индивидуально для каждого человека в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации. В зависимости от оснащения учреждения оборудованием и наличия персонала могут оказываться мероприятия медико-социальной реабилитации (динамическое наблюдение, услуги физиотерапии, механотерапии, лечебной физкультуры, массаж), физкультурно-оздоровительные мероприятия, трудовая адаптация (работа в трудовых ремесленных мастерских).

Люди с инвалидностью могут обратиться за получением курсов комплексной реабилитации в отделение социальной реабилитации инвалидов ТЦСО по месту жительства или в интересующее учреждение напрямую.

За прошлый год в стационарной форме было проведено 5,5 тысячи курсов реабилитации, из них 2 тысячи — для детей. В нестационарной форме — около 28,6 тысячи курсов реабилитации, из них 9,4 тысячи — для детей.

В 2020 году услуги по выездной реабилитации в специализированных здравницах Черноморского побережья и Московской области получили более 10 тысяч человек, из них порядка 3,2 тысячи — дети. Для получения услуги родителям ребенка с инвалидностью необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства.

Бригады мобильной службы реабилитации позволяют людям с инвалидностью получать реабилитационные процедуры, не выходя из дома. Сегодня на базе реабилитационных учреждений, подведомственных столичному Департаменту труда и соцзащиты, а также в некоторых ТЦСО во всех округах столицы функционируют мобильные бригады. Их число увеличено с 42 до 54. В них задействовано порядка 250 специалистов — неврологи, физиотерапевты, инструкторы ЛФК, массажисты, психологи и логопеды.

В 2020 году техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями обеспечены все обратившиеся инвалиды (более 237 тысяч человек).

В период профилактических мероприятий против коронавирусной инфекции людям, которые находились на самоизоляции, доставка технических средств реабилитации осуществлялась на дом. Заявку на доставку можно было оставить, обратившись по телефону в территориальный центр соцобслуживания или в Ресурсный центр для инвалидов напрямую.

86% социально значимых объектов столицы приспособлены для людей с инвалидностью

К 2020 году в Москве для формирования безбарьерной среды полностью или частично приспособлены 86% социально значимых объектов города. При планировании и выполнении работ по приспособлению объектов городской инфраструктуры в последние годы повсеместно реализуется принцип «универсального дизайна». Все столичные учреждения должны быть доступны для людей с инвалидностью, включая граждан, использующих кресло-коляски или собак-поводырей. К примеру, дублирование открытых лестниц пандусами, установка тактильных покрытий и поручней, обустройство мест отдыха, расширение дверных проемов, устранение порогов, понижение бордюров и т.д. Правительство Москвы также помогает с установкой в подъездах многоквартирных домов, где проживают люди с тяжелыми ограничениями в передвижении, специальных подъемных платформ для инвалидов, а в квартирах − потолочных подъемных рельсовых систем, которые позволяют им перемещаться по квартире самостоятельно или с минимальной помощью.

Ведется большая работа по приспособлению для маломобильных граждан наземного общественного транспорта и Московского метрополитена. Осуществляется оборудование светофорных объектов, для удобства маломобильных пассажиров закупаются исключительно низкопольные автобусы, троллейбусы и трамваи с низким полом. Станции метрополитена оснащаются лифтами, тактильными ограничительными линиями и системами звукового оповещения о прибытии поездов.

Более 800 тысяч социальных услуг оказано в электронном виде

Правительством Москвы принимаются меры, направленные на создание комфортных условий для обращения за государственными услугами. Часть из них была переведена в электронный формат.

В настоящее время москвичи могут подать в электронном виде заявления на 27 государственных услуг в сфере социальной защиты населения. На конец 2020 года москвичам было оказано почти 815 тысяч услуг в электронном виде.

После введения в Москве режима повышенной готовности и установлением мер соблюдению режима самоизоляции, способ подачи заявлений в электронном виде являлся приоритетным. Количество услуг, оказанных в электронном виде в 2020 году, выросло в 1,8 раза в сравнении с 2019 годом.

Три услуги в сфере труда и занятости населения также переведены в электронный вид. За последние три года также вырос спрос на предоставление их в электронном виде, в 2020 году — 505,1 тысячи услуг.

В 2020 году введена новая электронная услуга: назначение компенсации на приобретение технического средства реабилитации инвалидам за счет средств города Москвы. Оформить заявку на получение компенсационной выплаты на приобретение региональных технических средств реабилитации москвичам с инвалидностью с конца прошлого года, можно не выходя из дома — на портале mos.ru.

На сайте Департамента запущен интерактивный навигатор социальных услуг — «Социальный навигатор»

«Социальный навигатор» — это онлайн-сервис, который помогает москвичам найти ближайшую организацию, где можно получить необходимую социальную услугу. На карте сервиса отображены социальные услуги города и сервисы НКО, которые получили гранты Правительства Москвы, а также некоторые проекты корпоративной социальной ответственности бизнеса — всего 170 услуг в 24 категориях более чем по 770 адресам в столице.

Каждый месяц около 60 тысяч человек с помощью онлайн-карты находят нужные услуги в учреждениях соцзащиты и НКО. Так, в 2020 году сервисом воспользовались 850 тысяч пользователей.

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с сервисом «Социальный навигатор» стал победителем ежегодной премии Digital Communications Awards. Награда была получена в номинации «Внешняя коммуникация».

Десятки столичных НКО предлагают бесплатные занятия для детей и взрослых с инвалидностью и ментальными нарушениями, психологические консультации и профориентацию, услугу сопровождения в больницах и многое другое.

На карте доступна категория «Социальное волонтерство», которая посвящена услугам, связанным с добровольческим движением по разным направлениям, например, помощь в стационарных учреждениях, развитие донорского волонтерства.

Онлайн-сервис «Социальный навигатор» продолжает развиваться. В марте 2021 года на него были добавлены услуги еще более 120 социально ориентированных НКО, которые получили грантовую поддержку Правительства Москвы на конкурсе «Москва — добрый город» в 2020 году.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы