«Собачки пришли», «Смотри, собаки, ура!» — доносятся восторженные возгласы из коридора Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Формула роста». Уже несколько лет к ребятам в гости приходят четыре добродушных золотистых ретривера в сопровождении канистерапевтов из учебно-кинологического центра «Собаки — помощники инвалидов». Они помогают ребятам с нарушениями развития реабилитироваться через общение с животными.

Подготовка четвероногих терапевтов

Занятия с собаками проходят в специально оборудованном спортивном зале центра. Там много места и можно вдоволь порезвиться с четвероногими друзьями: кидать мяч, бегать или гулять с собакой на поводке. А некоторым ребятам нужен более спокойный подход — полежать на теплых питомцах, погладить их и расслабиться. Но это не просто игры, а канистерапия — методика реабилитации, использующая специально отобранных и обученных собак.

Собаки очень мягко взаимодействуют, подстраиваются под интересы и возможности конкретного ребенка. Каждое занятие имеет свою особую структуру и выполняется под чутким руководством специалистов. Они постоянно отслеживают состояние ребенка: если малыш начинает утомляться и его поведение меняется, работу необходимо прекратить. Важно сохранить позитивный настрой, чтобы ему хотелось заниматься.

«Собаки проходят более чем годовую подготовку, а после стажировку в несколько месяцев, прежде чем допускаются до занятий с детьми. Практически всю свою карьеру они продолжают обучение. Чем больше может и умеет четвероногий терапевт, тем шире спектр воздействия и помощи, которую получится оказать детям с нарушениями», — отметила Татьяна Любимова, руководитель проекта канистерапии «Солнечный пес».

Победить страхи и начать общаться

Дима уверенно держит поводок и распевает песни, ему очень нравится прогуливаться с четвероногими. Так было не всегда, трудно поверить, но раньше мальчик очень боялся собак. «Два года назад Дима с большим трудом входил в зал на занятия. Даже просто пройти мимо собаки ему было страшно. А сейчас он с радостью практически самостоятельно водит собаку, распевает песни. Постепенно он научился самоконтролю. Это очень важно», — поясняет Татьяна.

Даже когда ребенок просто лежит на собаке, идет процесс реабилитации. Он начинает ощущать свое тело, успокаивается и расслабляется. Животные дают чувство защищенности, умиротворение, проходят спастические явления. Температура тела собаки 38,5 градуса — таким образом у ребенка прогревается шейно-воротниковая зона, улучшается кровоснабжение головного мозга. Казалось бы, совсем простые упражнения и движения, но очень хорошо работают.

«В первую очередь занятие направлено на развитие когнитивных функций. Потому что дети с разного рода нарушениями зачастую не взаимодействуют и не замечают друг друга, хотя и могут жить вместе. Они очень ревностно охраняют свою ограниченную территорию, неохотно к ней допускают. Для нас важно, что ребенок вначале начинает общаться с собакой, а потом и начинает замечать окружающих», — говорит Татьяна.

Золотой пес

Порода золотистый ретривер выбрана не случайно. По словам специалистов, именно она отвечает большинству требований, которые предъявляются к собаке-терапевту. «Большое значение имеет размер. Это максимум, который ребенок может воспринять целиком, более крупные породы он воспринимает по частям. Также у ретриверов довольно крепкая конституция, и ребенок сильно не навредит собаке, если случайно ударит. У нас есть дети с тяжелыми поведенческими нарушениями, во время занятий может всякое произойти. Но далеко не всякая собака даже этой породы подходит для наших занятий. Мы отбираем только тех, кому хорошо с человеком, с идеальным балансом возбуждения — торможения, абсолютным отсутствием агрессии к людям. Собака должна очень многое помнить, знать, уметь, быстро ориентироваться в ситуации при необходимости принять самостоятельное решение», — пояснила Татьяна.

Сотрудники центра отмечают, что дети всегда с нетерпением ждут своих пушистых гостей и не хотят расставаться. «Ласковые, послушные, очень терпеливые собаки. Они приходят к нашим ребятам и дают не только реабилитацию, но и эмоциональную поддержку. Дети занимаются с разными диагнозами и особенностями: малыши с синдромом Дауна, тяжелыми множественными нарушениями развития, аутизмом. Собаки им очень сильно помогают снимать мышечный спазм, расслабляться, научиться общаться. Канистерапевты приходят три раза в месяц и занимаются по 2–3 часа. В районе десяти детей за это время проходит терапию, это огромная поддержка и радость для нас», — заключила Татьяна Коптева, руководитель структурного подразделения психолого-педагогического сопровождения детей.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы