Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Специалист реабилитационного центра рассказал о коррекционных возможностях музыкального искусства

22 марта 2021 года

Специалист реабилитационного центра рассказал о коррекционных возможностях музыкального искусства

В Комплексном реабилитационно-образовательном центре (КРОЦ), подведомственном столичному Департаменту труда и соцзащиты, учатся и проходят курсы реабилитации дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Оксана Иванова, педагог и музыкальный руководитель в подразделении Раменки, работает с дошкольниками и учениками начальных классов более 10 лет. В интервью Оксана рассказала об особенностях построения музыкальных занятий и о том, как они помогают ребятам с ментальными нарушениями.

Музыкальное развитие детей с инвалидностью и ОВЗ происходит в процессе освоения видов музыкальной деятельности. Но этот процесс имеет особенности, обусловленные природой и структурой нарушения развития. Эти особенности требуют выстраивания индивидуальной траектории музыкального воспитания ребенка с ОВЗ. «Музыкальное искусство − это целый мир, раскрывающий творческие способности человека. Даже талант слушать музыку, понимать ее движение, создаваемые образы − это уже большой шаг в развитии ребенка. А возможность проявить себя, выбрав доступный музыкальный инструмент, принять участие в совместном концертном номере − ценный опыт, который демонстрирует, что задуманное можно осуществить», − рассказывает Оксана.

Музыкальное воспитание является очень важной составной частью общей системы обучения и воспитания детей. В случае с детьми с инвалидностью музыка становится инструментом коррекции как эмоционального состояния ребенка, так и его социальной активности.

Постепенное погружение в мир звуков, музыкальных произведений происходит одновременно с коррекционной работой, направленной на развитие артикуляции, двигательной активности на доступном ребенку уровне, тактильного восприятия. Именно так начинается музыкальное воспитание дошкольников центра, и для этого очень хорошо подходят шумовые инструменты (трещотки, бубны, ложки). Они помогают развивать музыкальный слух и чувство ритма.

«В своей работе я часто использую метод музыкотерапии для снятия эмоционального и двигательного напряжения, установления контакта с детьми. Метод двигательного моделирования помогает детям усвоить музыкальные характеристики. После многократных повторений различных упражнений с предметами и без них на смену движений, характер их выполнения в соответствии со сменой контрастных частей музыки по характеру звучания, динамикой, темпом, регистром (тихо-громко, быстро-медленно, плавно-отрывисто, высоко-низко и т.д.), дети могут анализировать прослушанные музыкальные произведения, понимать их», − делится Оксана.

На этом этапе большое значение имеет подбор программного репертуара. Необходимо подбирать простые, яркие произведения и задания индивидуально, опираясь на уровень возбудимости ребенка, его владение эмоциями.

Следующим этапом работы над музыкальным произведением может стать участие детей в оркестре, ансамбле. Социокультурная реабилитация − важное направление работы Комплексного реабилитационно-образовательного центра. Воспитанники неоднократно становились дипломантами и лауреатами различных конкурсов, фестивалей на окружном, городском и даже международном уровне. Оркестр «Ладушки», ансамбль «Родничок», солисты, педагоги и родители − участники наших творческих проектов. Совместные выступления объединяют, помогают детям справиться с волнением, почувствовать себя частью большого и дружного коллектива. «Очень жалко бывает расставаться с выпускниками, но мы знаем, что им на смену придут новые воспитанники и их родители, которые, надеемся, будут такими же активными и настроенными на участие во всех мероприятиях и творческих начинаниях нашего центра», − с улыбкой говорит Оксана.

Личная история

Один из воспитанников центра — Николай, сын Оксаны. Коля − выпускник подразделения Раменки, здесь он посещал дошкольное отделение и начальную школу, а сейчас обучается в 7 классе основного корпуса КРОЦ в районе Ново-Переделкино. Николай − активный участник многих проектов, соревнований и творческих конкурсов центра. Он занимается спортом, играет на трех музыкальных инструментах, танцует, рисует, несмотря на синдром Дауна, снижение слуха и очень высокую миопию (близорукость −10).

В 2018 году Николай стал победителем на городских соревнованиях по настольному теннису в Москве и был включен в сборную России для участия в Трисомных Играх в Анталии в марте 2020 года. По стечению обстоятельств поездка не состоялась. Параллельно с теннисом Коля начал заниматься гимнастикой в той же спортивной школе и очень неожиданно стал серебряным призером в упражнениях с мячом на онлайн-чемпионате Специальной Олимпиады в Мексике в марте 2021 года. С большой радостью он также ходит и на футбольные тренировки, где у него много друзей и на занятия современной хореографией. В коллективе ребят из АНО «Школы волшебства» Центра содействия реабилитации и социальной адаптации он стал Лауреатом II степени Международного конкурса хореографического искусства «В ритме танца 2020».

Сейчас Николай серьезно увлекся занятиями в инклюзивном оркестре «Солнечные нотки». Колю включили в основной состав, на концертах он играет сольные партии на флейте, осваивает ударную установку и фортепиано. А недавно талантливый юноша участвовал в онлайн-концерте с корейскими музыкантами.

Рисовать Николай начал давно: для него это был способ донести до окружающих свои мысли, чувства, желания. Коля − большой любитель вкусно поесть, поэтому на его первых рисунках в основном были тортики и гамбургеры. Сейчас он занимается в творческой мастерской «Краски жизни» и пишет картины маслом.

«Вот такая насыщенная жизнь у Коли, помимо основных занятий в центре. Мы очень благодарны педагогам и специалистам КРОЦ за их труд и любовь к нашему сыну. А мне, конечно, очень приятно быть частью такого замечательного коллектива. Для нас с Колей центр стал вторым домом», — заключает Оксана.

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Люди с инвалидностью

Категория граждан:Инвалиды

Новости по теме