16 марта 2021 года

В преддверии Всемирного дня человека с синдромом Дауна (21 марта) в Центре содействия семейному воспитанию «Петровский парк» поставили мини-спектакль, где актерами выступили маленькие воспитанники ЦССВ из театральной студии «Солнечные зайчики». Выступление на сцене для них — не только способ приятно провести время, это еще и часть реабилитации.
Выразить эмоции без слов
«Театральная студия для малышей была моей давней мечтой, я загорелась ею, когда пришла на работу в центр. Но одного желания оказалось мало, необходимо было продумать работу студии так, чтобы заниматься в ней могли дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе неговорящие», − вспоминает старший воспитатель центра Мария Емельяненко.
Театральная студия «Солнечные зайчики» позволяет раскрыться детям с синдромом Дауна. Недавно юные артисты порадовали своих товарищей премьерой мини-спектакля по мотивам сказки «Теремок».
«В основе любого развития лежит стремление к общению, желание выразить себя и получить некий отклик. Как мы общаемся? Только ли речью? Нет. В общении задействованы жесты рук, мимика, позы. Если у ребенка проблемы с речевым общением — значит, можно пользоваться каналом невербальным, каналом движения», − рассказывает Мария Емельяненко.
У детей с синдромом Дауна часто наблюдаются определенные сложности с крупной моторикой, но их можно преодолеть. Прежде всего нужно помочь ребенку осознать, какие части тела у него есть и как они работают. Потом наступает следующий этап, на котором дети понимают, что именно они управляют своим телом. И что они могут управлять им так, что становится красиво. Вдруг обнаруживается, что у «солнечного» ребенка очень пластичные руки, выразительные глаза и какая-то особенная пластика.
Каждое занятие — увлекательная игра
«С чего я начинала работу нашей студии? Нужно было научить ребенка видеть и слышать самого себя. Мы учились делать это с каждым малышом в отдельности — долго, монотонно. Я брала кроху за руку, мы долго смотрели друг на друга, изучали, присматривались, учились слушать и слышать... И вот наступил момент второго шага: теперь нужно научиться видеть и слышать тех, кто рядом», − вспоминает Мария.
Когда и этот этап был пройден, пришло время диалога. Для кого-то — в классическом понимании, а кто-то может вступить в него только на уровне пластики — через движение.
«Наша сказочная постановка — с участием деток, у которых не сформирована речь, но их эмоции и детская непосредственность придают ей особенность. Я считаю, что этот маленький шаг сдружил нас, а ребятам открылась другая сторона сказки: они поняли, что героями могут быть не только куклы или воспитатели, но и они сами. Только они ответственны за то, как развернутся события и с каким настроением уйдут зрители. А зрители − их друзья из группы, так что ответственность очень высокая», — продолжает специалист.
Каждое занятие театральной студии для детей с особыми потребностями — это прежде всего театрализованная игра, и направить эту игру в нужное русло — задача педагога, которому нужно незаметно сделать так, чтобы ребенок наиболее полно раскрылся, максимально отработал какие-то движения. При этом педагог не навязывает, а направляет игру, используя разные методические приемы.
«У „солнечных“ малышей очень сильно проявляются личностные особенности, если дать им раскрыться. А наиболее полно дети раскрываются, когда нет каких-то строгих рамок. Конечно, это не так просто. Нужно научить детей наблюдать друг за другом, работать в контакте, в диалоге − это наш следующий шаг. Наш мини-театр „Солнечные зайчики“ идет только вперед, к росту, развитию и гармонии», − уверена Мария Емельяненко.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы