5 марта 2021 года
В Центре содействия семейному воспитанию «Маяк» разрабатываются и с большим успехом реализуются разные программы для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе и с ментальными нарушениями. Наряду с ними активно применяются и альтернативные методы психологической помощи, например, недавно в роли «специалистов» выступили собаки. Чем полезна канистерапия, и как проходили такие занятия, рассказывают специалисты ЦССВ «Маяк».
Обнять собаку — большое чудо!
Канистерапия — это метод лечения и реабилитации, специальные занятия, основанные на общении с собаками. Собака для ребенка-инвалида выступает мотиватором, она стимулирует его на активную работу и достижение успеха. Направление канистерапии зародилось очень давно, еще во времена Гиппократа, но официально признано оно только в прошлом веке.
«Специалисты заметили, что если человек с какими-либо нарушениями или травмами общается с собаками, то его восстановление и реабилитация идут быстрее. Канистерапию начали применять сначала со взрослыми, потом занятия с животными стали использоваться и в работе с детьми», — рассказывает научный руководитель проекта «Хаски-терапия», клинический психолог, психотерапевт и канистерапевт Татьяна Хозиева.
«В феврале 2021 года воспитанникам и педагогам нашего Центра посчастливилось пообщаться с самыми настоящими четвероногими хаски-терапевтами. Занятия проводили специалисты благотворительного оздоровительного фонда „Клуб „Приключение“, благодаря выигранному гранту в конкурсе „Москва — добрый город“. Занятия наполнили жизнь подопечных и специалистов нашего Центра неописуемой радостью. Воспитанники увидели и потрогали пушистых докторов, почувствовали силу и уверенность в общении с животными, преодолели страхи и сняли напряжение. Буквально побывали в гостях у сказки!“, — рассказывает зам. директора по социальной и воспитательной работе Валентина Филиппова.
„Не остались в стороне и педагоги, они тоже смогли поучаствовать в реабилитационном процессе: давали обратную связь канистерапевтам, направляли их при реализации индивидуальных терапевтических программ и подсказывали, к какому из ребят, какой подход будет наиболее продуктивен.
Ребята дрессировали, выгуливали и причесывали собак. Брали на себя ответственность и учились планировать совместную деятельность“, — добавляет воспитатель Лилия Гордиенко.
„Мне собаки очень понравились. Мы играли с собаками и ухаживали за ними, а еще мы рисовали новых четвероногих друзей“, — с большим восхищением говорит воспитанница Лена.
Научный руководитель проекта Хаски-терапия Татьяна Хозиева» провела семинар для педагогов Центра «Маяк, где воспитатели и специалисты получили личный опыт канистерапевтического взаимодействия. «Это было необычайно ярко и здорово. На семинаре педагоги узнали, что этот вид реабилитации способствует гармонизации актуального психического состояния у детей-инвалидов с ментальными нарушениями, у них снижается уровень тревожности, напряженности, повышается эмоциональный фон и уровень коммуникативных навыков.
В детском возрасте животные оказывают „незримую“ психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают психоэмоциональное напряжение, дают положительные эмоции», — рассказывает Валентина Филиппова.
«Мы увидели однозначный положительный прогресс у большей части детей и взрослых, попавших на занятия», — добавляет учитель-дефектолог Нонна Базарова.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы