Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как в Центре «Сколковский» детей с инвалидностью реабилитируют с помощью домашней мультипликации

8 февраля 2021 года

Как в Центре «Сколковский» детей с инвалидностью реабилитируют с помощью домашней мультипликации

Сказкотерапия как форма работы с детьми широко используется психологами уже давно и успешно себя зарекомендовала. Однако часто, когда речь идет о ребятах с ментальными нарушениями, одной сказкотерапии бывает мало — таким детям сложно воспринимать информацию только на слух. Эффективнее, когда есть зрительное подкрепление. Поэтому специалисты Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский» решили соединить традиционную сказкотерапию с современной мультипликацией. Рассказываем о первых результатах проекта.

Показать то, что беспокоит, через своего персонажа

«Мультстудия в ЦССВ „Сколковский“ только делает первые шаги в работе с воспитанниками. Но дети быстро и охотно схватывают новые технологии, потому что занятиям мультипликацией предшествовали схожие методы коррекции: песочная терапия, рисование в технике эбру, пластилинография и другие формы развивающих занятий», — рассказывает заместитель директора Центра Светлана Ведехина.

С технической точки зрения создать мини-мультипликационную студию в мире современных технологий несложно: нужны фотоаппарат или мобильный телефон со штативом и подсветка (любая лампа направленного света). А дальше — фантазия автора на тему фона: это может быть дом для куклы, поляна из цветной бумаги, стол с машинками и многое другое. Программ для создания мультипликационных фильмов в интернете огромное количество, в том числе и бесплатных. Так что педагогам и ребятам остается только все подготовить и сосредоточиться на персонажах. И здесь огромную роль играет мастерство и фантазия наставника.

Педагогу необходимо заинтересовать ребенка, показать, как можно создать героев из пластилина или бумаги. На первых порах можно даже взять готовую маленькую машинку или фигурку животного. Главное — вложить в эту фигурку часть эмоций ребенка, сделать ее для малыша значимым предметом, на который он впоследствии сможет перенести свои чувства и переживания.

«Почему дети так любят пересматривать мультфильмы по многу раз подряд, особенно во время болезни или кризиса? Из-за создания атмосферы защищенности, где ребенок может почувствовать силу героя, его ласку, доброту, получить заряд положительных эмоций, укрыться от боли, страха, отчаяния. Дети раз за разом переживают успех своих героев и от этого сами становятся сильнее. Мультфильм служит неким эмоциональным убежищем», — отмечают специалисты.

Неговорящий ребенок с помощью героев мультфильма может показать взрослому, что его волнует, какие страхи он испытывает, кто из ближайшего окружения является для него значимым, а кто, наоборот, угнетает или пугает. Через мультфильм ребенок может показать, какими средствами общения он пользуется. И это только вершина айсберга. По мультипликационной расстановке персонажей можно понять мотивацию поведения ребенка. А самое главное — найти пути решения трудностей в общении.

Например, сюжет мультфильма поможет наглядно продемонстрировать причинно-следственные связи: плохой поступок влечет за собой негативные последствия. Если проиграть это несколько раз в мультфильме, а потом найти другой вариант, который приведет к благополучной развязке, то ребенку с ментальными нарушениями будет легче осознать возможные последствия своего поведения. На это потребуется время, но практика показывает, что такой вариант очень эффективен.

Кроме того, при проигрывании ситуаций ребенок также может выплеснуть на героев свою эмоциональную агрессию.

Первопроходцы проекта

Специалисты Центра «Сколковский» решили начать проект мультстудии с подростками — они более увлечены техникой, да эмоциональные проблемы и сложности в общении в их возрасте очень значимы. Для работы было отобрано четыре человека. Занятия сначала были индивидуальными, а после того, как дети освоили правила мультипликации, стали парными.

Ребятам очень понравилась идея делать авторские мультфильмы. На первом этапе они фотографировали объекты из пластилина и рассматривали изображения при разных декорациях и освещении. Этот период может занять как мало, так и много времени. Здесь главное, чтобы он был проигран в полном объеме с каждым ребенком, только тогда можно двигаться дальше.

Затем началась работа над эмоциями.

«В каждом учреждении основным приоритетом в работе психолога является развитие у детей эмоционального интеллекта. Ребенок учится распознавать собственные эмоции и эмоции других людей. Участники нашего проекта могли определить такие эмоции, как страх, радость, огорчение. Именно с них и начали работу специалисты. Создать атмосферу того или иного эмоционального состояния персонажа помогали цвета декораций и предметов», − отмечает Светлана Ведехина.

Важную роль играет и музыкальное сопровождение. Музыкальная терапия — еще одна форма работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помогающая скорректировать эмоциональное состояние. Дети с инвалидностью более восприимчивы к тембру, звуку, ритму мелодии. Они быстро подстраиваются под музыку и глубоко проникают в драматическое содержание произведения.

«Музыка всегда дополняла занятия наших специалистов, поэтому и в уроки по мультипликации она вошла плавно и помогла усилить эффект. Педагоги предлагали, а ребята сами выбирали, что будет звучать в мультфильме в зависимости от цели: создать напряженную атмосферу страха, веселую и беззаботную для отдыха персонажей или героическую для воинов и путешественников. Дети угадывали характер мелодии самостоятельно, слушая музыкальные произведения на цифровом проигрывателе», − добавляет замдиректора.

Первые результаты

Ребятам из «Сколковского» только предстоит научиться создавать длинные повествовательные истории, но короткие сюжеты у них уже получаются, поэтому некоторые выводы о работе мультипликационного кружка сделать можно.

«Во-первых, все подростки стали более активными, внимательными к новому материалу, к окружающим, их эмоциям и поведению. Стали оценивать чужие поступки в рамках своих аналитических возможностей: это хорошо, а это плохо. Во-вторых, агрессивных проявлений, неадекватных неконтролируемых аффективных реакций стало гораздо меньше, а если они появлялись, педагог пытался на занятии разобрать их, рассмотреть последствия и совместно с ребенком выбрать другой вариант поведения. В-третьих, дети подняли свой социальный статус в среде сверстников, а тем самым — и собственную самооценку», говорит Светлана Ведехина.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Новости по теме