26 января 2021 года
В сентябре прошлого года столичный Департамент труда и социальной защиты совместно с некоммерческой организацией «Старшие Братья Старшие Сестры» объявили о старте проекта «Давай друЖИТЬ!», который помогает найти наставников для детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Более 250 москвичей откликнулись на призыв помочь детям.
В конце прошлого года произошло формирования первых пар «ребенок-наставник» или, как их называют сами наставники, «старший-младший».
«Принцип нашей работы — помогать детям на равных, не как родители или педагоги, а как друзья, как старшие братья и сестры, которые могут и доверительно поговорить, и поделиться опытом», — рассказывает Нина Воронцова, руководитель НКО «Старшие Братья Старшие Сестры».
Таким наставником для 15-летней Насти стала Ольга Холодкова, юрист из Москвы. Свое решение принять участие в проекте Ольга приняла быстро — в тот же день задала кураторам проекта все интересующие ее вопросы и отправила анкету.
Тяжело в учении, легко в бою
Обучение у наставников проходит в несколько этапов. Первый — анкетирование и психологическая диагностика. На этом этапе наставника проверяют на серьезность намерений и на готовность к наставничеству, много рассказывают о программе, отвечают на вопросы.
Затем наставников приглашают на двухдневное обучение. На занятиях будущие старшие братья и старшие сестры получают знания о том, как помогать правильно, что нужно детям больше всего, как вести себя с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и оставшимися без попечения родителей, узнают, в чем именно роль наставника, как справляться со сложностями, и от чего участники программы получают вдохновение.
На последней стадии обучения будущие наставники встречаются с действующими наставниками. Во время встречи опытные волонтеры делятся своими знаниями и дают важные советы.
«Обучение было интересным и интенсивным. Мы проигрывали разные кейсы и задавали много личных вопросов. Например, меня беспокоило, что во время совместной прогулки ребенок может просто убежать. Я действительно переживала из-за этого, пока мне не объяснили, что дети принимают участие в проекте, потому что сами этого хотят, и у них нет мотивации убегать от наставника», — делится эмоциями Ольга.
Новая традиция
«Найти время в расписании для того, чтобы общаться со своим „младшим“, было несложно. У меня традиция — каждую субботу я навещаю моих пожилых родителей. Теперь у меня есть еще одна традиция — каждое воскресенье навещать Настю», — рассказывает Ольга.
Наставник и ребенок могут вместе посещать выставки, театры и кино, ходить на экскурсии, совершать прогулки или ходить друг к другу в гости. В отношениях «старший-младший» все так же, как в обычной семье, где старшие братья и сестры делятся с младшими опытом, жизненными уроками и вместе проводят время.
Первая встреча
Первая встреча с ребенком всегда происходит в Центре содействия семейному воспитанию под наблюдением воспитателя ребенка и психолога проекта.
«Это очень волнительный момент. На встрече мы подписываем символическое соглашение о том, что наставник и ребенок обязуются встречаться не реже одного раза в неделю. Там закреплены и другие нормы, например, что ребенок не может просить у наставника дорогие подарки. Это необходимо для того, чтобы и взрослые, и ребенок понимали, что их встречи − это именно про отношения и общение, что ценность в дружбе и доверии, а не в подарках», — комментирует Нина Воронцова.
«Первая встреча очень важна. На ней устанавливается первый контакт. У нас с Настей знакомство прошло очень успешно. Девочка с первой встречи открылась мне, рассказала о своей семье, проблемах и чувствах. Меня глубоко тронула ее готовность делиться этими вещами!», — вспоминает Ольга.
Какой в этом смысл?
«У Насти сейчас выпускной класс, подготовка к экзаменам, выбор будущей профессии и много других волнительных событий. Такие моменты необходимо переживать в кругу близких людей, при поддержке папы и мамы, — рассказывает Ольга. — Детям, которые остались без родителей, крайне важно, чтобы возле них был другой значимый взрослый, который помог бы пройти путь взросления. Таким взрослым может стать наставник. В этом смысл проекта „Давай друЖИТЬ!“ — научить детей ЖИТЬ в мире взрослых!».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы