Максим — специалист ЦССВ «Наш дом» по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот. В социальную защиту он пришел из, казалось бы, совершенно не связанной с ней сферы: раньше он работал налоговым инспектором в Управлении Федеральной налоговой службы. Что подвигло молодого человека резко изменить свою жизнь, какие выводы он сделал для себя, работая с ребятами, какие цели ставить перед собой на будущее?

Быть полезным

«Все началось с желания сделать что-то интересное и полезное для людей. В декабре 2016 года я решил найти такую сферу. Начал изучать работу благотворительных фондов. Перебрав множество вариантов, нашел, как мне показалось, для себя оптимальный вариант − благотворительный фонд, который занимался помощью детям-сиротам. Мне показалось важным, что можно помочь не только деньгами, как в некоторых других организациях, но и делом. Долго не решался, боялся, что не смогу быть полезным в той области, которой никогда не занимался. Но все равно решил попробовать», − вспоминает Максим.

В фонде Максим познакомился со своим будущим подопечным, Ромой, мальчиком из ЦССВ с непростым характером. И вот уже 4 года Максим — наставник Ромы. Нельзя сказать, что их отношения сразу же были идеальными. Рома мог настойчиво звонить Максиму во время совещаний или важных встреч, требовать подарков и внимания, но со временем им удалось выстроить правила общения, и некоторые из них Рома переносит на отношения с другими людьми.

В какой-то момент Максиму пришлось уйти из фонда и вернуться к своей основной специальности налогового инспектора, однако душа его всё равно лежала к социальной сфере.

Из волонтера в сотрудника

«Вернуться в близкую для меня среду получилось в сентябре 2019 года, когда я узнал, что в Центре, где живёт Рома, ищут специалиста в отдел постинтернатного патроната. Я прошел профессиональную переподготовку по направлению „социальная педагогика и психология“. В этой сфере оказалось работать не только интересно, но и сложно. Порой возникают ситуации, которые невозможно предугадать», − отмечает специалист.

Для расширения профессиональных знаний Максим Гузанов дополнительно стал изучать русский жестовой язык, планирует получить дополнительную квалификацию учителя-дефектолога (сурдолога).

«Некоторые юноши и девушки недавно выпустились из учреждений и только привыкают ко взрослой и самостоятельной жизни. Иногда к нам обращаются молодые люди, которые переоценили свои силы и сейчас имеют трудности с трудоустройством, микрозаймами, неоплаченными кредитными картами или другими долгами и т.д. С некоторыми из этих проблем мне помогает справляться опыт моей прошлой работы», − рассказывает он.

Во время самоизоляции Максим развозил гуманитарную помощь выпускникам, находящимся в трудной жизненной ситуации, помогал своим подопечным справиться со стрессом, который возникал у них из-за новой, всем нам непривычной ситуации. С кем-то из ребят надо было обсудить, почему не стоит выходить из дома, кому-то подсказать, как удаленно получить ту или иную услугу.

Самое трудное − это дистанционно показать ребятам возможности интернета, особенно когда они начинают нервничать, например, из-за просроченного паспорта. Тут нужно в деталях расписать каждый шаг, с картинками и стрелочками, к каждому выпускнику найти свой подход.

«Чем дольше работаешь в социальной сфере, тем острее чувствуешь, скольким людям необходима помощь. Понимаешь, как важно смотреть по сторонам, уметь замечать и видеть нужды людей. Научиться доносить до них оптимальные способы решения проблем, пытаться использовать сильные качества ребят, чтобы помочь им самим справиться с трудной ситуацией», − убежден Максим Гузанов.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы