Все родители хотят иметь доверительные взаимоотношения со своим ребенком и сохранить их на протяжении всей жизни. В самых разных жизненных ситуациях может использоваться метод «Я-сообщений» («Я-высказываний») как приём для выражения своих мыслей и эмоций без провокации конфликта. Через такое общение ребенок станет помощником в решении проблемы и не станет проявлять агрессию. О том, как эффективно применять «Я-сообщения», рассказывает педагог-психолог Центра «Полярная звезда» Илья Верпаковский.

Как общаться с ребенком помощью «Я-сообщений»

Выслушайте ребенка. Он еще не умеет выражать свои чувства так, как взрослые. И не стоит от него этого ожидать. Для начала выслушайте все, что он вам рассказывает, задавая уточняющие вопросы.

Уберите «Ты-сообщения». Исключение всего лишь одного местоимения «ты» в начале предложения позволит избавиться от большого количества выражений родителя, которые ребенок может воспринимать как обвинение, угрозу или навешивание ярлыков. («Ты ведешь себя ужасно», «Ты всегда раскидываешь игрушки», «Почему ты всегда меня не слушаешь?», «Ты плохой, раз делаешь плохие вещи»).

Начинайте предложение с местоимений «Я», «Мне», «Меня». Это поможет вам начать разговор не с обвинений, а выражения собственного отношения к случившейся ситуации. («Меня расстроил твой поступок», «Мне не нравится, когда меня игнорируют», «Я чувствую раздражение, когда берут мои вещи без спроса»).

Необходимо выразить свои эмоции. Самая трудная в произношении и важная часть. Именно она поможет избавиться от накопившихся эмоций и даст ребенку понять ваши переживания относительно случившегося. Таким образом, исключая протестные действия (особенно у подростков) и давая возможность обсудить сложившуюся ситуацию («Я расстроился», «Я раздражен», «Мне грустно», «Я в растерянности», «Мне неприятно», «Мне так стыдно», «Я сержусь»).

Расскажите о причинах своего недовольства. После того, как вы высказали ребенку свое недовольство, расскажите о его причинах. Например, подрастающая дочь поздно вернулась с прогулки с друзьями, вы переволновались, а завтра − новый рабочий день. Скажите: «Я очень волновалась за тебя и не смогла уснуть, теперь мне тяжело будет встать утром на работу».

«Старайтесь избегать обвинительного или истеричного тона, это спровоцирует агрессию со стороны ребенка, и он вас не услышит», — объясняет педагог-психолог.

Опишите, какого поведения вы ждете от ребенка. В завершении разговора с ребенком объясните ему, какого поведения вы от него ожидаете. Если мы возьмем приведенный выше пример общения с дочерью-подростком, то фраза будет выглядеть так: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты раньше приходила домой с прогулки».

Если ребенок не соглашается с тем, что Вы предлагаете, необходимо искать компромисс и возвращаться к первому пункту, то есть необходимо выслушать его и, главное, услышать, его потребности и желания«, — советует Илья Верпаковский.

«Я-сообщения» не только о недовольстве, но и о положительных эмоциях. Как ребенку необходимо понимать ваши переживания, так же ему нужно чувствовать любовь родителей. Не забывайте говорить: «Я рад(а) тебя видеть», «Я тебя люблю», «Мне нравится играть с тобой», «Я горжусь тобой».

Чем еще полезны «Я-сообщения»

  • Позволяют снизить эмоциональное напряжение как у ребенка, так и у родителя.
  • Развивают волю ребенка, так как он сам решает, что ему делать и обучается ответственности за свои действия.
  • Помогут вам лучше понять, как ваше эмоциональное состояние зависит от поведения ребенка.
  • Позволяют вашему ребенку не ломать голову догадками. Вы сообщаете о том, чего ожидаете от взаимодействия с ним, и каким желаете, чтобы оно было.
  • Открытость и искренность в выражении своих чувств приводят к тому, что ваш ребенок также становится искреннее.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы