Возможность высказать собственное мнение и озвучить свой выбор, быть услышанным и понятым — это важнейшая часть жизни любого человека. Для детей эти навыки важны вдвойне, поскольку без коммуникации с внешним миром невозможно развитие. Но что делать, если ребенок — с ограниченными возможностями здоровья и не может выразить эмоции, чувства и желания вербально? На помощь приходит альтернативная коммуникация. Специалисты Центра «Сколковский» рассказывают о том, как способ общения с помощью специальных карточек помогает их воспитанникам не только понять себя и других, но и скорректировать поведение.

Когда тебя понимают

В Центре «Сколковский» воспитываются дети с разными ментальными нарушениями, поэтому создание комфортной среды для каждого — одна из приоритетных и самых сложных задач. Если в ЦССВ еще можно собрать группу детей с совместимым темпераментом, взаимными симпатиями и интересами, то в школе, на занятиях в кружках и секциях сделать это трудно. Поэтому детей нужно и важно готовить к общению, учить правилам поведения.

«Когда ребенок не говорит и не всегда понимает обращенную к нему речь, на помощь приходят средства альтернативной коммуникации. Специалисты нашего центра разработали пособие для коррекции поведения детей с нарушениями психического и ментального развития. Метод прост, каждый взрослый самостоятельно может составить альбом с карточками на разные бытовые темы, отразить в них нужды ребенка, сделать ежедневное визуальное расписание. Карточки помогут определить желания ребенка, предпочтения в еде, игре, времяпрепровождении», — рассказывает заместитель директора Центра Светлана Ведехина.

Самое важное — реакция взрослого

Ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии живет здесь и сейчас, поэтому каждый его поступок должен оцениваться немедленно, иначе связь между причиной и следствием будет безвозвратно утрачена. Каждый шаг, даже самый незначительный, должен быть замечен.

«Если в обычных образовательных учреждениях воспитатели подробно рассказывают и показывают, что такое хорошо и что такое плохо, то наши дефектологи используют наглядно-действенный метод. Ребенок сразу видит результат своего старания в поощрении. Действие становится замотивированным. Ребенку хочется повторять его еще и еще. А часто повторяющееся действие в конечном итоге закрепляется в устойчивую модель поведения. Такое поведение, закрепленное дома, может в дальнейшем использоваться ребенком даже неосознанно в школе, в транспорте, в общественных местах», − убеждена Светлана Ведехина.

Пособие, которое создали специалисты «Сколковского», предназначено не только для учреждений, в которых живут дети, оставшиеся без попечения родителей, но и для обычных семей с особенными детьми. Возрастных ограничений у программы нет, а главными условиями являются последовательность и регулярность.

Пособие состоит из карточек с иллюстрациями, сгруппированных по четырем блокам: «Я утром и вечером», «Я на занятиях», «Я на прогулках», «Я кушаю». В каждом предлагаются картинки с правилами поведения в конкретных жизненных ситуациях, но акцент делается совсем на другом: от педагога (родителя) требуется постоянная обратная реакция на поведение ребенка. Помимо карточек, обозначающих правильное или неправильное поведение в заданной ситуации, используется наглядная система поощрения или порицания. Например, к доске крепятся фотографии воспитанников. За внимательную работу на уроке, старание, ответы на вопросы ребенок получает звезду, которая прикрепляется к его фотографии. Если же он кричит, плачет, кусается, мешает другим, то получает отрицательный смайлик. При этом ребенку объясняют: если он устал или у него что-то болит, можно выразить это без деструктивных способов — показать воспитателю соответствующую картинку, лечь и отдохнуть на диван или ковер, попросить позвать медсестру. Так ребенок учится оценивать свое эмоциональное состояние и понимает, что его решение приводит к положительному результату: никто не ругается, его понимают и жалеют.

Предугадать последствия своих поступков

Одной из важных составляющих пособия является карта «Что будет», в наглядной форме демонстрирующая последствия действий по заданным карточкам. Поднял руку и ответил — звезда твоя. Внимательно слушал — то же самое. Обидел соседа — грустный смайлик. Устал — полежи. Детям трудно усваивать причинно-следственные связи, и такая подсказка помогает ребенку проследить и оценить свое действие и уже на этапе мотивации изменить поведение.

При этом взрослому важно учитывать старания ребенка и, даже если у него что-то не получилось, все равно поощрять его. Это эффект наглядности в действии — каждый видит на доске свои звездочки и смайлики. Тут играет роль и конкуренция: никто не хочет быть в аутсайдерах. В конце дня подводятся итоги. Детям объясняют, что хорошее поведение, помощь друзьям, труд по дому и на улице — хорошее занятие. Это знание закрепляется поощрением.

«Многие специалисты ведут споры, каким должно быть поощрение. Мы думаем, оно может быть разным. Воспитатель может обнять и поздравить ребенка, который сегодня отличился, дети могут организовать хоровод вокруг этого малыша, ребенок может взять условный талисман группы — например, игрушку — с собой в спальню или поставить ее себе на стол во время вечерней игры. Ребенку можно доверить ответственное дело на следующий день: вместе со взрослым подготовить материал для занятий, провести игру на улице и стать ее ведущим и многое-многое другое», — рассказывает Светлана Ведехина.

Самое главное − ребенок чувствует, что хорошее поведение, старание, внимание и помощь ближнему приносят радость, ставят его на ступеньку выше тех, кто не слушает воспитателя, хулиганит, кричит. Это формирует в ребенке уверенность и позитивное восприятие действительности, которое помогает в дальнейшем не только общаться со сверстниками, но и легко адаптироваться в приемной семье.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы