В столичном ЦССВ живет порядка 150 детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В этом году «Маяку» исполняется 70 лет. Рассказываем о том, какой путь прошло учреждение за годы своего существования, что изменилось в жизни воспитанников, как здесь помогают детям развиваться и находить любящие семьи.

У столичного ЦССВ «Маяк» история началась в 1950 году, когда в 42 километрах от столицы появился дом ребенка № 19. Спустя почти двадцать лет малыши, жившие там без родителей, переселятся в Москву — на Открытое шоссе. Собственно туда, где сейчас находится одно из зданий «Маяка». Еще один корпус расположен на улице Лосиноостровской.

«Свое современное название „Маяк“ наш Центр получил пять лет назад, когда все московские учреждения для детей-сирот стали центрами содействия семейному воспитанию. Еще год спустя к нам присоединился ЦССВ „Благодарение“, по сути он существовал с 1918 года. В разные годы там жили дети-сироты с глубокой умственной отсталостью, с разными нарушениями развития», — рассказывает Людмила Музякова, директор ЦССВ «Маяк».

Она руководит Центром уже 13 лет. По образованию Людмила — врач, кандидат медицинских наук. Она как никто понимает, что дети с инвалидностью нуждаются в особом уходе, тепле и постоянной заботе. За последние тринадцать лет в семьи передано более 350 детей.

Сопровождение и консультации приемных семей

Современный «Маяк» — адаптированное пространство для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Безбарьерная среда создана для развивающего ухода за малышами. Так, группы для маломобильных детей оснащены потолочными рельсовыми подъемниками. У каждого ребенка есть необходимые ему технические средства реабилитации. Вместо общих спален — уютные «квартиры».

В «Маяке» живут разновозрастные дети — от рождения до 18 лет.

В Центре помогают семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Работают с кровными семьями воспитанников, чтобы по возможности вернуть детей к своим родным. В случаях, когда это невозможно, ребятам подбирают семьи замещающие. В «Маяке» работает своя Школа приемных родителей. Приемных родителей всегда готовы поддержать специалисты сопровождения замещающих семей.

«За последние шесть лет в нашей Школе приемных родителей обучилось 234 слушателя. Для консультативной помощи семьям, принявшим к себе ребенка на воспитание, мы организовали службу сопровождения. Сейчас мы поддерживаем 21 семью, в которой воспитывается 30 детей из нашего центра», — рассказывает директор.

У каждого малыша — свое личное пространство

Отдельное направление работы — реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. В «Маяке» есть кабинет физиотерапии, зал лечебной физкультуры и массажа, галокамера, зал для проведения музыкальных занятий, сенсорная комната, зал для физкультурных занятий, лекотека, кабинет логопедов, педагога-психолога и др.

Медицинская и педагогическая службы Центра полностью укомплектованы высококвалифицированными специалистами. Занятия у детей проводятся по индивидуальным планам с учетом их медицинского диагноза и индивидуальных возможностей.

У каждого мальчика и девочки старше четырех лет есть свое личное пространство. Для детей устраиваются праздники, на которые приглашаются творческие коллективы и аниматоры.

Как проходят будни у ребят

Все воспитанники Центра обучаются по адаптированным общеобразовательным программам. Ежедневно они выезжают в школы, ходят в детский сад. К маломобильным воспитанникам школьные учителя приходят в Центр.

После школы часть ребят поступает в средние специальные учебные заведения. Сейчас в колледжах обучается пять воспитанников «Маяка». Кроме того, ребята после выпуска из ЦССВ первое время могут оставаться на постинтернатном сопровождении: такую поддержку сейчас получают 24 человека в возрасте от 18 до 23 лет.

Воспитанники «Маяка» активно участвуют в выездных экскурсиях, спортивных праздниках, походах в театр и других мероприятиях, направленных на социализацию. На летних каникулах выезжают в оздоровительные лагеря — в Республику Крым, Московскую, Ярославскую области.

С 2019 года в Центре запущен совместный с ПНИ № 23 проект, который призван подготовить ребят к переходу в учреждение для взрослых, облегчить процесс адаптации.

«Все направлено на то, чтобы ребята становились самостоятельными: могли выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, ставить жизненные цели и строить позитивные планы на жизнь. И, конечно, по возможности готовились к самостоятельной жизни», — отмечает заместитель директора Валентина Филиппова.

Для чего нужны тренировочные квартиры

Специалисты учреждения применяют в своей работе различные технологии. Одна из них — инновационная технология социального обслуживания.

«Для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью особенно важно обучение в учебно-тренировочной квартире. Оно направлено на развитие у них максимально возможного уровня самостоятельности, независимости при решении различных жизненных задач (бытовых, коммуникативных, досуговых и др.). У нас проходят обучающие занятия в учебно-тренировочных квартирах, где молодые люди тренируются применять жизненные навыки при различных обстоятельствах, с разными требованиями к самостоятельности», — добавляет Валентина Филиппова.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы