Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Научить жить в обществе: директор Реабилитационно-образовательного центра № 105 рассказала, как учреждение помогает юным москвичам с инвалидностью

9 октября 2020 года

Научить жить в обществе: директор Реабилитационно-образовательного центра № 105 рассказала, как учреждение помогает юным москвичам с инвалидностью

Жизнь людей с ментальными нарушениями полна сложностей: нелегко устроиться на работу, завести друзей, получить образование. В некоторых случаях самостоятельный поход в банк или магазин — уже большое достижение. В такой ситуации очень важно обучать социальным навыкам с детства, тогда у человека больше шансов стать самостоятельным и жить полноценно. В столице справиться с этой задачей помогает Реабилитационно-образовательный центр № 105. Как устроена работа учреждения, рассказала директор центра Людмила Дмитриева.

Людмила, расскажите, чем ваш центр отличается от обычной детской школы?

— Мы работаем в режиме пятидневного круглосуточного пребывания. В центре занимаются дети от 7 до 18 лет, имеющие интеллектуальные нарушения разной степени и сопутствующие заболевания. Помимо школьного обучения, ребята получают комплексную реабилитацию и трудовую профориентацию. Отличие нашей программы от общеобразовательной в том, что основной упор мы делаем именно на социализацию, жизненные компетенции — 70% занятий посвящены этому. Главная задача — адаптировать ребят к жизни, чтобы, выйдя из учебного заведения, они не растерялись. Также мы практикуем раннюю профориентацию и трудовое воспитание. В младшей школе это ручной труд, на развитие мелкой моторики: лепка, аппликации, рисование. С пятого класса ребята уже переходят в мастерские: швейную, столярную, слесарную. Занимаются растениеводством, ухаживают за грядками и клумбами на территории центра.

Что значит развитие жизненных компетенций?

 Мы делаем все, чтобы наши подопечные стали самостоятельными: умели обслужить себя, знали инфраструктуру города (аптеку, магазин, банк, почту), могли самостоятельно пользоваться общественным транспортом. Для этого у нас существует предмет «Основы социальной жизни». Начинаем с самых азов: многим детям нужно объяснять, что такое личная гигиена, как одеться и обуться самому. Педагоги вместе с ребятами ходят по магазинам, аптекам, банкам. В центре есть оборудованная кухня, где их учат готовить, сервировать стол, мыть посуду, делать уборку, пользоваться бытовой техникой.

А что ребята изучают на обычных уроках?

— Все очень индивидуально и зависит о того, что сможет воспринять ребенок. Конечно, мы стараемся каждого научить писать, читать, считать, объясняем явления природы и даем представление об окружающем мире, рассказываем об основах безопасности. Также есть занятия физкультурой и музыкой, много творческих кружков и студий. Кроме того, с ребятами работают логопеды и дефектологи. У младшей школы уроки идут 35–40 минут, у старшей — 40–45. В течение урока проводится по две физкультминутки, это помогает сбросить напряжение.

По сколько детей в классах?

— По 5–7 человек для детей с множественными тяжелыми нарушениями и по 12–15 человек для остальных. Мы не можем позволить себе большие классы, ведь наши ребята требуют особого внимания, индивидуального подхода. Все классные комнаты оборудованы интерактивными досками, педагоги работают по стандартам Московской электронной школы с электронными журналами и дневниками. В школе 14 классов-групп: 4 класса начальной школы, 8 классов средней школы и 2 класса старшей школы.

После выпуска из центра ребята имеют возможность продолжить обучение дальше, получить профессию?

— Конечно, при выпуске из нашего учреждения ребята получают документ, свидетельствующий об окончании учебы, который дает им право поступления в колледжи. Они могут освоить специальности: повар, кондитер, обувщик, швея, озеленитель, переплетчик, маляр-штукатур, плиточник, слесарь, автомеханик, скорняк, краснодеревщик. Более того, наши партнеры — колледжи начального профессионального образования с радостью принимают ребят на практику, проводят для них мастер-классы на производстве.

Людмила, как давно вы работаете с такими детьми?

— С момента, как только окончила институт, там я получила специализацию преподавателя педагогики и психологии. С июня 2016 года я назначена руководителем этого центра. А до этого была руководителем учреждения для детей с нарушением слуха в Западном округе — начальная школа, детский сад.

Это очень тяжелый труд, да и не всегда же можно увидеть явный результат...

— Тем эти результаты ценнее! Ведь каждый специалист видит, сколько труда вложено в ребенка, усилий, терпения и любви. Многие педагоги уже как вторые мамы для ребят, дети их просто обожают. Очень скучают, когда обучение заканчивается: приходят в гости, звонят, рассказывают о своей жизни.

Текст: Алина Мельникова и Арина Косарева, стажеры Комплекса социального развития «Москва — добрый город»

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Люди с инвалидностью

Категория контента:Интервью

Категория граждан:Инвалиды

Новости по теме