В Комплексном реабилитационно-образовательном центре работают отделения трудовой занятости для ребят с тяжелыми нарушениями развития. Чем в них занимаются подопечные и почему необходимо развивать городскую сеть подобных отделений, читайте в нашем материале.

Многие люди с инвалидностью могут учиться, работать, заводить семью и жить самостоятельной полноценной жизнью. Однако есть ребята с тяжелыми формами инвалидности, полиорганными нарушениями: им необходимо постоянное сопровождение. После окончания школы они остаются дома, теряя приобретенные социально-бытовые и коммуникационные навыки, а если у них нет родителей или опекунов — отправляются в психоневрологические интернаты или пансионаты для ветеранов труда. Для таких людей и были созданы отделения трудовой занятости.

«Наша конечная цель — социализация ребенка. В группах занятости ребята с инвалидностью не теряют приобретенных навыков, у них формируется режим дня, а также необходимость совершения определенных действий», — рассказывает Виктория Николаенко, директор Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Комплексный реабилитационно-образовательный центр».

В отделения занятости попадают выпускники этого же учреждения.
В группах они приобретают профессиональные навыки. В течение 2-3 лет участник творческой мастерской овладевает двумя профессиями, выбор которых зависит от индивидуальных особенностей и возможностей. Сейчас в центре можно освоить такие специальности, как переплетчик, швея, вышивальщица и другие.

Воспитанники занимаются не более 3,5 часов в день, при этом трудовая деятельность чередуется с социокультурными мероприятиями: концерты, выставки, творческие клубы. Под руководством мастера кто-то собирает пипетки, рисует или занимается сельским хозяйством. Многие ребята изготавливают отдельные элементы: один обрезает нитку, другой пришивает деталь, третий раскрашивает. Занятие найдется для каждого. Время пролетает незаметно. «Мы часто получаем записки „Соскучился по центру“, „Хочу к вам снова“, которые передают родители», — делится директор центра.

Даже несмотря на тяжелые нарушения, человек способен освоить теоретические и практические навыки для выполнения общественно-полезной работы. «Когда родители забирают ребенка, они радуются изменениям: у него сформировался порядок действий при режиме дня. Он замотивирован чем-то заниматься», — комментирует работу трудовых мастерских Виктория Николаенко.

Директор учреждения убеждена, что такую занятость необходимо не только сохранять, но и развивать по всему городу, чтобы люди с множественными нарушениями могли заниматься в группах недалеко от дома: «Труд не только сохраняет у таких ребят навыки, но и развивает человеческое достоинство. Выстроить модель сопровождаемого проживания и занятости — моя мечта», — заключила она.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы