Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Психолог семейного центра рассказал, как помочь подростку привыкнуть к старшей школе

14 сентября 2020 года

Психолог семейного центра рассказал, как помочь подростку привыкнуть к старшей школе

Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей школе. В этот период у старшеклассников могут появиться сложности в учебе, в отношениях со сверстниками, родителями. Первые месяцы учебы становятся периодом адаптации к новым условиям. Как могут родители помочь ребенку привыкнуть к старшей школе, рассказывает психолог семейного центра «Берегиня» Нина Андронова.

Главная особенность адаптации в старшей школе — налаживание процесса взаимодействия между старшеклассником и учителем, а также родителями. Ребенку нужно сохранить свое личное пространство и определиться с дальнейшей профессией. И ответить для себя на главные вопросы: кем я себя вижу после школы, где продолжу свое образование?

Ответственность за самоопределение

Родители и учителя от старшеклассников теперь требуют более ответственного подхода к учебе и самоопределению. Из-за этого подросток начинает тревожиться: как дальше сложится его путь, сможет ли он поступить туда, куда хочет?

Родителям следует быть более внимательными в этот период. Если вы видите, что у ребенка возник интерес к физике или химии, помогите ему углубить эти знания. При этом важно, чтобы высокая заинтересованность в обучении быстро не сменилась усталостью или раздражением.

Задача родителей в этот период — научить ребенка правильно распределять свой день, чтобы оставалось время для самореализации и отдыха. Старайтесь поддерживать его, проявлять максимальную чуткость и такт. Старшеклассники переживают не меньше младших школьников, которые впервые приступили к обучению. Старших ребят заботит вопрос, что будет после школы.

Иногда подростки за внешней уверенностью скрывают свою тревожность. Это может проявляться в непокорности, вспыльчивом поведении, низком уровне учебной мотивации. Родителям нужно знать, что именно за такими особенностями в поведении старшеклассника скрывается дезадаптация в школе.

На пороге к самостоятельной жизни

В семейный центр «Берегиня» обратилась мама Светлана В. У нее возникли трудности во взаимоотношениях с сыном Игорем, учеником 10-го класса. Парень учился только на хорошие отметки, в школе всегда был дисциплинированным, с детства посещал театральный кружок, участвовал в школьных постановках. У мальчика множество призовых грамот в тематических конкурсах чтецов.

Но в 10-м классе подросток вдруг понял, что он все делал для родителей, а не для себя. Школьник оставил прежние увлечения и стал изучать графический дизайн. Игорь начал штудировать нужные ему предметы, отдалился от близких и друзей, так как никто не поддержал его. Но к концу обучения в 10-м классе Игорь очень устал, перестал интересоваться учебой, оставил хобби.

Игорь поменял круг друзей, стал проводить много времени проводить на улице, в новой компании. В 11-й класс он пришел совсем другим мальчиком, у которого не осталось интересов, кроме как проводить время на улице. Игорь не хотел учиться, ни в чем не видел смысла, вел себя агрессивно и нагло.

Специалисты семейного центра провели с ребенком работу по профессиональному самоопределению, подобрали тематические мероприятия, которые поспособствовали раскрытию его талантов. Игорь прошел занятия с психологом, которые помогли определить причины эмоциональной замкнутости. Также проводились семейные беседы вместе с мамой о развитии эмоциональной близости, умении слушать и понимать друг друга. В результате взаимоотношения в семье наладились. Сегодня самой главной поддержкой юноши стала мама, которая поверила, что для сына графический дизайн — не только будущее жизненное направление, но еще и способ выразить себя как личность.

Рекомендации психолога

В такой ситуации родителям важно доверять и поддерживать ребенка во всех начинаниях, уметь слушать, понимать его потребность в общении, не оставлять в сложной ситуации, когда он стоит перед выбором жизненного пути, а личные амбиции и желания оставлять при себе.

Выстраиваем диалог

Подростки нуждаются в самовыражении, чаще всего это проявляется в общении. Когда ребенок переходит в старшую школу, у него сильнее всего активизируется коммуникация. В это время мнение сверстников ему кажется более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Поэтому родителям очень важно наладить личный контакт с ребенком.

Старшеклассники образуют микрогруппы в школе, так срабатывает защитный механизм у подростков. Это характерно в любом возрасте, но чем старше дети, тем сложнее понять их.

Подростки, которые боятся не найти свое место в жизни, часто тревожатся и, как правило, скрывают это. Родители склонны не замечать тревожное состояние детей и продолжают предъявлять к ним жесткие требования. Если проигнорировать этот процесс, то старшеклассники под разными предлогами перестанут посещать школу, большую часть времени станут проводить со сверстниками, их поведение будет склоняться к антиобщественному.

Когда нарушен эмоциональный контакт

У подростка Инны сложились непростые отношения с отцом и матерью. Родители постоянно работают, вечером приезжают поздно, сильно устают. Вечером общение с дочерью сводится к закрытым вопросам «Сделала уроки?», «Двойку получила?», «Ты поела?». Отсутствует любой эмоциональный контакт. Девочка чувствует себя одинокой, иногда родители кажутся ей чужими людьми. Все закончилось тем, что Инна вместе с подругами с начала учебного года прогуливает уроки, от своих родителей она эмоционально закрылась.

В этой ситуации специалисты семейных центров проводили работу в первую очередь с родителями девочки. Для ребенка очень важно быть значимым и нужным в семье. Если дети этого не ощущают, они ищут заботу и внимание в другом месте. Специалисты центра рассказали родителям девочки о важности совместного проведения свободного времени, о необходимости сохранения семейных ценностей, традиций, делились рекомендациями по укреплению эмоциональной связи. Семья девочки стала принимать участие в мероприятиях, проводимых центром.

Сейчас Инна перешла в 11 класс, старается хорошо учиться, чтобы поступить в вуз. Родители и дочка часто проводит время вместе, в выходные навещают бабушек и дедушек. Девочка видит заботу о старших родственниках и сама проявляет внимание к близким.

Рекомендации психолога:

В подобных случаях можно посоветовать родителям следующее:

  • Интересоваться жизнью дочери, но не пытаться ее контролировать и изменить.
  • Быть внимательным к настроению ребенка.
  • Проводить интересно время с подростком.
  • Укрепить эмоциональную связь, создав семейные традиции.

Старшекласснику важно адаптироваться в школе, найти себя, свой путь и при этом иметь хорошие отношения с учителями и родителями. «Разговаривайте со своим ребенком, интересуйтесь его жизнью. Даже если вы не получаете ответной реакции — не сдавайтесь! Живите жизнью своего ребенка без критики, направляйте его, но не осуждайте», — советует психолог.

На заметку!

Если в вашей семье сложилась похожая ситуация, вам трудно найти общий язык с подростком — своевременно обращайтесь в службу медиации семейного центра или к психологу. Опытные специалисты помогут вам разобраться. Проводятся как семейные, так и индивидуальные консультации.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме