Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как родителям скорее адаптироваться к школе: советы от столичного психолога

31 августа 2020 года

Как родителям скорее адаптироваться к школе: советы от столичного психолога

Вместе с детьми в школу «отправляются» и взрослые: их мамы и папы, бабушки и дедушки — все, кто участвует в воспитании ребенка. За месяцы летних каникул они также успели отвыкнуть от учебного режима и поэтому нуждаются в адаптации к нему ничуть не меньше, чем младшее поколение. И чем лучше родители справятся с этой задачей, тем легче будет их школьникам. Как это сделать, рассказывает психолог Московской службы психологической помощи Екатерина Игонина.

Верное отношение к самому процессу учебы. Прежде всего стоит рассмотреть вашу позицию по отношению к обучению. Ребенок любого возраста должен понимать, зачем он учится и чем для него полезна школа. Проще всего будет представить школу как своеобразную модель жизни: подумайте, какой она видится вашим детям? Согласитесь, что в жизни встречаются неудачи и огорчения, разочарования и откровенные провалы, сложности и форс-мажоры, «плохие» дни и также плохие поступки. Однако важно уметь преодолевать трудности, исправлять ситуации и учиться предотвращать их, имея в виду как собственный опыт, так и проверенные веками истины. Но важнее всего оставаться жизнерадостным человеком, способным менять все к лучшему по собственному желанию. Помните, что задача школы и родителей — помочь детям научиться учиться всему на свете, а не бояться, огорчаться, уставать или грустить, представляя существование тягостными буднями. Если ребенок считает дни до каникул, с нетерпением ожидая завершения четверти или триместра, попробуйте пересмотреть свои взгляды: ведь важно находить удовольствия в каждом дне вне зависимости от того, что происходит в школе или на работе. Так всем будет гораздо лучше.

Грамотная помощь и поддержка ученику. Уже с первого класса дети должны знать, что взрослые только помогают им выполнять задания, а не делают это за них. В противном случае у ребенка начинает формироваться убеждение, что успешная учеба нужна родителям, а не ему. Настоящая помощь заключается в организации условий для занятий школьника и поддержании оптимального режима — именно это детям пока трудно организовать самим. Бывает, что родители сами становятся инициаторами выполнения уроков за детей, что позже с увеличением нагрузки оборачивается им же боком. Порой одно только представление о том, сколько сил и времени придется уделять домашним заданиям, уже лишает сна. Поэтому так важно вовремя переложить ответственность на того, чьей обязанностью это является. Что до поддержки — она полезна в любых видах: одобрение и поощрение, похвалы и замечания относительно старания и успехов, выражение гордости за достижения или утешения за промахи. Поощрения могут быть разными в зависимости от возраста школьника, но всегда есть что-то, что его порадует и смотивирует на большее.

Соблюдение режима всей семьей. Вряд ли кто-то станет оспаривать факт благотворного влияния порядка и системы на организацию эффективного труда. Очень часто следования распорядку требуют только от детей — мол, родители-то взрослые. Между тем привычка планировать дела заранее и придерживаться графика их исполнения как подает отличный пример детям, так и помогает избежать хаоса и перегрузок в собственной жизни. Авралы в учебе, когда уроки делаются за полночь, увы, никто не отменяет, однако это — редкие исключения. Если замечаете, что они стали системой, пора разбираться, в чем дело: например, перегрузка различными занятиями или педагогическая запущенность. Приучите детей, что вы находитесь их распоряжении только на время, отведенное для домашних заданий, а раньше или позже есть другие дела: приготовление обеда, поход в магазин и... отдых, когда маму тоже нельзя отвлекать.

Забота о себе. Кстати, об отдыхе. Он может быть совершенно разным: активным в виде тренировок в фитнес-клубе или пассивным, когда пара часов проводится на диване под пледом с книжкой, а еще встречи с друзьями в кафе, вылазки в музей или на распродажу, вышивание крестиком или сортировка луковичных в саду... Главное — чтобы он обязательно случался, и регулярно! Именно развлечения, творчество и любимые хобби помогают поддерживать позитивный эмоциональный фон, дарят радость и возможность расслабиться, улучшают настроение и восполняют ресурсы, придают сил и уверенности в себе. Другими словами — делают добрых родителей, что необычайно полезно для детей, их успешности и успеваемости. Поэтому не жалейте на приведение себя в душевный порядок времени и денег — это окупается втройне.

Своевременное обращение за помощью. Безусловно, родители — самые компетентные воспитатели своих детей и знают их особенности лучше всех. И все же бывают ситуации, которые даже у самых опытных пап и мам могут вызвать трудности: беспокойство, волнение, недоумение, растерянность, огорчение, тревогу, а иногда и отчаяние. Иногда это бывает связано с поведением ребенка, иногда с обучением, а порой со сложностями во взаимопонимании друг с другом. На самом деле практически все трудности воспитания успешно преодолимы — одни исчезают с возрастом, другие перестают существовать, когда к ним пересматривают отношение. Однако та же неуспеваемость или плохое поведение в школе могут доставить массу проблем ребенку и его семье, повлиять на черты его характера, общение со сверстниками и миром. Что уж говорить о состоянии родителей, чувствующих свое бессилие? Именно поэтому важно помнить о том, что есть специалисты, способные помочь разобраться с проблемами, причем сделать это грамотно и действенно. Педагоги, психологи, логопеды, игровые терапевты, няни, репетиторы, тренеры, наставники — помните, что вы всегда можете к ним обратиться за советами и рекомендациями. Ошибочно списывать появление тревожных «звоночков» на ту же адаптацию: лучше спросить учителя о его наблюдениях за сыном, поинтересоваться впечатлением школьного психолога о замкнутости дочки, обсудить в секции плавания появившуюся усталость детей. Заручившись поддержкой профессионалов, избавиться от тревоги относительно специфики воспитания и обучения школьника гораздо легче. Вам же по-прежнему будет отведена самая главная роль в жизни каждого ребенка — роль его любящих родителей.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Новости по теме