25 августа 2020 года
В Психоневрологическом интернате № 32 им. О. В. Кербикова регулярно проходят турниры по адаптивным играм на свежем воздухе. В программе соревнований: городки, петанк, джакколо, шаффлборд, корнхол, кульбутто — игры, развивающие координацию движений, выносливость и способность тактически мыслить. Эти активности давно знакомы участникам соревнований: ребята играют в них на прогулках и в отделениях, незаметно для себя получая реабилитацию в игре.
Каждому найдется занятие по душе
«Подобные занятия мы относим к адаптивной физической активности. Она доступна многим нашим проживающим, кроме укрепления здоровья повышает работоспособность, познавательную деятельность, развивает координацию и компенсирует нарушенные функции. В целом это имеет терапевтический эффект», — считает Дина Палей, замдиректора по социальной работе.
Укреплению физического здоровья в интернате уделяют большое внимание: ежедневно проходит утренняя гимнастика, в индивидуальном порядке проводится ЛФК. Любой проживающий может взять велосипед и прокатиться по территории, поиграть в бадминтон. Из такой массы занятий подопечные учреждения легко могут выбрать то, что им больше по душе.
«В корнхол мы вообще постоянно играем. Там главное ― сделать бросок так, чтобы подушка прокатилась вверх по доске, это нужно приноровиться, и потом все пойдет. У нас даже когда свободное время, идем играть — всем нравится», — рассказывает Евгений Попов, проживающий интерната.
Второй по популярности среди мужчин является игра «Петанк»: игроку необходимо подкатить свой мяч максимально близко к «джекболлу» и опередить мячи соперника. Силовых усилий прикладывать не надо, здесь важна тактика — какие мячи выталкивать, под каким углом бросать, чтобы приблизиться к центру.
«Проблем с меткостью у наших подопечных нет — она уже хорошо натренирована, а вот сообразить, как выбить мяч соперника — сложная задача. Они учатся продумывать свои действия, ходы... Команды иногда долго совещаются, с какой стороны кидать. И пусть бросок будет не очень, зато они выстраивают коммуникации, переживают друг за друга и сообща двигаются к общей цели», — говорит Елена Лагутина, медицинский психолог.
У девушек лучше идет шаффлборд. Здесь задача — загнать шайбу в поле с наибольшим количеством очков, но это можно сделать только при плавном и сильном броске.
«Долго не получалось попасть шайбой в нужные поля. Либо слишком сильно, и шайба улетала, либо слишком слабо, и она не доходила до разметок. Но потом пришло неожиданное сравнение. Я им просто сказала: „представьте, что вы гладите кошечку“. Сравнение движений дало неожиданный результат, и успехи пошли в гору», — рассказывает Ольга Арчакова, медицинский психолог.
Непростые городки
Среди многообразия выбора городки кажутся самой простой игрой. Но она как раз развивает чувство пространства и времени, аналитические способности, умение распределить мышечные усилия и скоординировать работу корпуса и рук, чтобы бросок получился максимально метким. С этой задачей справляются далеко не все.
«Часто выигрываю в джакколо, он чем-то похож на боулинг, а мне эта игра очень нравится, мы иногда выезжаем поиграть в нее. Но вот городки никак не даются, нужно еще отработать броски, попробовать другой рукой бросать... В общем, найти свой способ сбивать эти фигуры», — говорит Андрей Ковальчук, проживающий психоневрологического интерната.
Спорт формирует характер
Адаптивная физическая активность формирует и волевые качества, в азарте легко получается отрабатывать движения и технику, в этот момент многократное повторение не утомляет проживающих.
«Эндогенные заболевания, которыми страдают большинство наших проживающих, иногда выражаются в апатии, пассивности. Кажется, что наши подопечные ничего не хотят делать. Познавательная деятельность у них развита слабо, сами они не чувствуют потребности в новых знаниях — это все издержки болезни. Если не мотивировать ребят на деятельность, дать возможность бездельничать, то результат полугодовой реабилитации пропадет за несколько недель. Поэтому интересная и доступная активность им просто необходима», — считает Николай Сивальнев, замдиректора по медицинской части.
Любовь к спортивным играм не появилась в один день, несколько лет ее прививали постепенно, фокусируя внимание ребят на личных успехах.
«Самым главным мотивом для участия в игре является получение удовольствия. Здоровое соперничество и азарт игры сами по себе дарят приятные ощущения. Но еще более важно, когда ребята видят, что у них получается, их хвалят, награждают, размещают фото на доске достижений — они начинают гордиться своими успехами, становятся более уверенными в себе. Со временем они начинают переносить этот спортивный опыт на другие сферы свой жизни и становятся более гармоничными людьми», — рассказывает Дина Палей, замдиректора по социальной работе.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы