В Центре содействия семейному воспитанию «Полярная звезда» на северо-востоке столицы живет 40 мальчишек и девчонок, лишившихся родительского попечения. Это один из первых столичных центров, который был обустроен «по семейному типу». Сейчас этот ЦССВ больше напоминает обычный дом с подъездами и квартирами, где за каждым ребенком закреплен свой значимый взрослый. Директор ЦССВ Марина Назаренко рассказала о том, как у детей раскрываются таланты и как их готовят к самостоятельной жизни.

УСЛОВИЯ ПРИБЛИЖЕНЫ К ДОМАШНИМ

— Что привело вас в соцзащиту к детям-сиротам? Это был осознанный выбор или стечение обстоятельств?

— С детьми-сиротами работаю уже 17 лет. Семь из них — в «Полярной звезде». До этого работала в ДДИ № 15 (сейчас это ЦССВ «Кунцевский»). Работаю в соцзащите, скорее, по велению души — в другой сфере себя уже не представляю. Немало сил и времени потратила на то, чтобы соответствовать тому месту, где нахожусь: много занимаюсь педагогикой и детской психологией.

— При вас центр переходил на новый формат работы — к семейному типу. В чем суть и философия этих изменений?

— Тогда трансформация коснулась и непосредственной работы персонала, и жизни детей, вплоть до хозяйственных вопросов. Кроме того, нужно было изменить мышление сотрудников, их привычки и стереотипы. Например, отдельный вопрос — организация питания: наш центр стал первым, где начали готовить еду и кормить детей непосредственно в «квартирах». Теперь в каждой «квартире» есть своя кухня, дети участвуют в готовке, сами выбирают меню. Все приближено к домашним условиям проживания. Но главное в «семейном» формате — отношение к детям. У всех воспитанников есть социально значимый взрослый, с которым выстраиваются доверительные дружеские отношения. Это не специально назначенный человек, а тот, к кому ребенок потянется, с кем сложится душевная связь. Это может быть психолог, младший воспитатель, педагог и так далее — никогда не предугадаешь, к кому потянется воспитанник. Социально значимый взрослый участвует в жизни ребенка постоянно: в рабочие дни, в лагере, на учебе. Эти же специалисты контактируют с классными руководителями ребят, школьными психологами.

— Многие москвичи удивляются, когда узнают, что дети из ЦССВ учатся в обычных школах со своими сверстниками, занимаются с ними спортом и творчеством...

— Это помогает детям, живущим в учреждениях, лучше адаптироваться к жизни в обществе, налаживать контакты с самыми разными людьми. Наши ребята обучаются в разных школах. Когда ребенок поступает к нам, мы узнаем, где он учился до этого. Если школа находится в пределах округа и у него там сложились теплые отношения с учителями и сверстниками, он продолжает учиться там. Также наши воспитанники посещают кружки и секции города.

РАСКРЫТЬ ТАЛАНТЫ И РАСШИРИТЬ КРУГОЗОР

— Какие возможности в сфере дополнительного образования есть в «Полярной звезде»?

— Наши ребята занимаются в театральной студии, любят спорт. У нас есть своя «Арт-студия», где они ставят спектакли, делают свои фотопроекты, смотрят и сами снимают фильмы. Например, наш воспитанник М. недавно сделал фотопроект: снял чудесные кадры цветов, которые растут у нас во дворике. До этого отсняли проект, в котором наши дети читают стихи, достаточно серьезные произведения. Сумели запечатлеть переживания ребят, их эмоции во время прочтения. Сейчас ребята работают над своим фильмом, также репетируют спектакль по мотивам фильма с Чарли Чаплином «Малыш». В общем, работа кипит!

ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

— Дети растут и взрослеют, как их готовите к самостоятельной жизни?

— Подготовка к самостоятельной жизни идет в несколько этапов. Во-первых, развиваем у ребят бытовые навыки. Все, что наши дети могут самостоятельно делать по дому, — делают. Это уборка, стирка, глажка. Недавно девочки сами вызвались помыть окна. Очень приятно, потому что дети делают это от души. Второе направление — это их социализация, здесь трудятся психологи. Юридическая грамотность в ведении социального отдела. Специалисты постоянно проводят занятия, на которых учат, как распоряжаться деньгами, объясняют ребятам их права и обязанности, много говорят о финансовой безопасности.

Кроме того, мы помогаем воспитанникам выбрать будущую профессию. Сначала наши психологи и педагоги диагностируют, к чему склонен конкретный ребенок. Часто бываем на экскурсиях на различных предприятиях. Объясняем, что в любой профессии можно быть успешным. Например, у нас есть несколько выпускников, получивших специальность повара. Сейчас они вышли на достаточно высокий уровень. Наша выпускница Л. делает дизайнерские торты, выпускник В. стал су-шефом в достаточно известном ресторане.

— В этом году у вас появилось отделение по постинтернатному сопровождению выпускников. Сколько сейчас ребят получают поддержку?

 Пока у нас всего лишь восемь выпускников на сопровождении. Среди сопровождаемых есть не только наши выпускники, но и ребята из других центров, которые сейчас проживают недалеко от нас. Планируем задействовать их в наших спектаклях. Контакт со специалистом установится гораздо быстрее, если их с ребятами объединит какое-то совместное дело.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ И ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

— У многих ребят из ЦССВ есть кровные родственники. Ведется ли работа по возвращению детей в семьи?

— Мы налаживаем контакты с кровными родственниками, определяем ресурсы семьи. Бывают случаи, когда родителям удается восстановиться в родительских правах. Часто опекунами ребенка становятся родственники. Наша задача — оказать им юридическую и психологическую помощь, помочь преодолеть страхи, поддержать их. Если возвращение к своей семье невозможно, наша задача — найти приемную семью. В «Полярной звезде» работает своя Школа приемных родителей. Ежегодно она готовит к приему ребенка около 120 будущих мам и пап. Большая часть слушателей устанавливает с нами теплые, дружеские отношения. У нас есть «Родительский клуб» для состоявшихся приемных семей. Часть мероприятий организовываем одновременно и для слушателей ШПР, и для тех, кто уже взял детей в семью. Мы проводим занятия для малышей, чтобы приемные родители могли оставить у нас ребенка, а сами в это время обсудить свои проблемы, получить душевную поддержку. Сейчас в Центре на сопровождении 50 семей. Ежегодно мы устраиваем в семьи около 40% наших воспитанников.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы