3 августа 2020 года
Человеку в повседневной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, считать и выполнять различные действия с числами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями — важный фактор его социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут испытывать сложности в освоении этих навыков. Но в столичных центрах содействия семейному воспитанию накоплен богатый опыт работы с такими ребятами. Рекомендации специалистов ЦССВ могут быть полезными не только для коллег, но и для родителей детей с ОВЗ.
«Поэтапное формирование математических знаний оказывает положительное воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, помогает развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом», — считает воспитатель Виктория Панькина.
Математика вокруг нас
Освоение ребенком основных математических понятий происходит разными путями. Прежде всего, он сталкивается с ними в повседневной жизни, когда родители или воспитатели знакомят ребенка со счетом, понятиями «больше-меньше-столько же» и так далее. Кроме того, с ним можно играть в специальные игры и вместе выполнять упражнения. Любимые всеми детьми сюжетно-ролевые и театрализованные игры помогут осознать понятия количества, величины, пространственно-временные отношения.
«Закрепят знания специальные занятия по формированию математических представлений. Нужна и индивидуальная коррекционно-развивающая работа со специалистом», — отмечает воспитатель.
Детям с ограниченными возможностями здоровья легче усваивать знания, когда занятия проходят в игровой форме. Также для них важны смена видов деятельности и повторяемость материала. Полученные знания следует закреплять и в выходные дни. «Повторение должно происходить в новых ситуациях, необходимо менять наглядный материал и чередовать приемы работы. Это необходимо, чтобы у детей не пропадал интерес к обучению, а их знания и умения становились более точными и обобщенными», — отмечает Виктория Панькина.
Например, когда мы знакомим ребенка с понятиями «один — много», это делается во время всей повседневной деятельности ребенка. Во время игры можно сказать: «Посмотри, в этой коробке — одна кукла, а в другой — много». Когда малыш рисует, предлагаем: «Давай, я нарисую одно дерево, а ты на нем — много яблок». Во время физминутки воспитатель или родитель может выполнить упражнение один раз, а ребенок — много«.
Обучение через игру
«В занятия для детей с ОВЗ включены специальные пособия, дидактические игры и упражнения. Существует много сборников с дидактическими играми по математике таких авторов, как Е. И. Удальцова, М. К. Сай, Р. М. Миронова и другие. Развивающие игры предложены Б. П. Никитиным и З. А. Михайловой», — говорит воспитатель.
Знания, преподнесенные в занимательной форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем через однотипные упражнения. Такие игры способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах, но и развитию связной речи, всех свойств интеллекта, стимулированию познавательной активности и формированию учебно-познавательной деятельности детей.
«Ребенку гораздо легче входить в мир математических знаний через специально организованную пространственно-развивающую среду, оборудованные игровые уголки, способствующие развитию внимания и логического мышления. Все игры должны быть доступны детям, привлекать их внимание и соответствовать интересам», — считает педагог.
Войти в мир счета вместе со взрослым
Чтобы развивать математические способности детей с ограниченными возможностями, необходимо придерживаться индивидуального подхода. Педагоги или родители должны подобрать комфортный темп для заданий и не забывать повторять освоенный материал. «Поощряйте самостоятельность и активность ребенка. Также важно использовать в обучении наглядный материал, лучше изготовить его самостоятельно, вместе с ребенком», — советует родителям детей с ОВЗ Виктория Панькина.
Математические представления не формируются у ребенка отдельно от других составляющих его развития. Значимы для него игровая, речевая, трудовая и предметно-практическая деятельность.
«Эффективного результата можно достичь, если использовать разные способы обучения, виды деятельности в комплексе. И, конечно, важно непосредственное участие взрослых во всем, что делает ребенок», — резюмирует педагог.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы