Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Скажем страхам «нет»: как психологи пансионатов для ветеранов Москвы помогают пожилым людям

22 июля 2020 года

Скажем страхам «нет»: как психологи пансионатов для ветеранов Москвы помогают пожилым людям

В период пандемии изменился привычный образ жизни людей старшего поколения, проживающих в пансионатах для ветеранов труда. У многих из них появились чувство тревожности и страх столкнуться с вирусным заболеванием. Здесь было важно вовремя получить помощь психологов. В стационарных учреждениях, конечно, такая профессиональная помощь оказывалась. Сотрудники перестроили формат работы с подопечными, чтобы они чувствовали себя в безопасности.

Принятие неизбежного

Пожилым людям рассказывали о распространении коронавирусной инфекции и его особенностях, о необходимости соблюдения карантина и мер профилактики. Во время осмотра и других процедур медики пансионата отвечали на сотни вопросов об инфекционном заболевании и объясняли, насколько достоверна информации из СМИ. Долгие годы в Москве никаких эпидемий не было. Пожилым людям важно было эту ситуацию сделать понятной, а следовательно, не страшной.

«В первую очередь нам необходимо было понимать, что именно беспокоит пожилого человека. В самом начале карантина наших подопечных больше волновало то, что они не могут встречаться с родственниками, выходить по своим делам и вести привычный образ жизни. Эти изменения вызывали тревогу, страх и возмущение. Задачей психологической службы было максимально эффективно адаптировать людей к сложившейся ситуации для сохранения психологического комфорта и безопасности», — рассказывает Татьяна Бажитова, психолог Пансионата для ветеранов труда № 1.

Психологический тандем

Психологи учреждений сфокусировали свою деятельность на работе именно со страхами своих подопечных.

«Некоторые проживающие не на шутку переживали о своем здоровье. Чтобы снять напряжение, мы консультировались с врачами и многократно объясняли нашим жителям, как обезопасить себя и окружающих, подбадривали, отвлекали от невеселых мыслей. Медицинский персонал стал больше общаться с проживающими. Особо мнительным лишний раз для успокоения измеряли температуру, давая понять, что все под контролем, они находятся в надежных и профессиональных руках, поводов для беспокойства нет. Таким образом, медперсонал также нес психотерапевтическую функцию и поддерживал общий вектор стабильности ситуации», — говорит Татьяна.

Магия видеосвязи

Социально-реабилитационный отдел пансионата организовал возможность видеосвязи проживающих с родственниками. Это решение принесло огромное облегчение ветеранам. Предварительно с родственниками обговорили, каких тем в беседах следует избегать, чтобы не травмировать психику пожилых людей. Родные проживающих успокаивали их по телефону: рассказывали, как проходит режим самоизоляции у них, что они предпринимают, чтобы не заразиться инфекцией.

«Сначала психологи и другие сотрудники просто предлагали свой телефон для видеосвязи, но довольно быстро некоторые наши подопечные освоили эти возможности. У них была огромная мотивация увидеть своих детей и внуков. У некоторых проживающих были планшеты, но раньше не было необходимости ими пользоваться. Нашим ветеранам нравятся новые возможности, им нравится получать определенную информацию, читать и даже играть в компьютерные игры. Многие к этому отнеслись как к некому волшебству, магии», — смеется Татьяна.

Мышление катастроф

«К вечеру тревожность у человека возрастает. Это связано с накопившимся количеством информации, усталостью и многими другими факторами. Появлялось напряжение, ухудшался сон, обострялись хронические заболевания. Для нормализации состояний мы разработали для них простую памятку самопомощи и научили ею пользоваться», — говорит Татьяна.

В первую очередь нужно осознать степень своего волнения, затем искать его истинную причину. Следует задать себе честный вопрос: а является ли волнение продуктивным? Или напротив, оно деструктивно, порождает страхи и печаль. Далее нужно тренироваться мысленно фиксировать моменты, когда начинают появляться негативные мысли или образы, что провоцирует их появление. А затем нужно учиться осознанно выходить из этого тревожного состояния. Не давать себе оставаться в негативных мыслях.

«Чтобы снять волнение, человеку нужно сосредоточится на своем физическом состоянии. Для этого иногда достаточно умыться теплой водой или попить горячего чая. Вода — символ очищения, и для наших подопечных такое осознанное умывание становилось символом очищения своих мыслей. Теплая вода расслабляет мышцы, снимает внутренние зажимы. Благодаря воде спадает напряжение. Одновременно с умыванием человеку нужно проговаривать заранее заготовленную с психологом фразу для лучшей саморегуляции. В результате на душе у человека становится гораздо легче. На этот “успокаивающий ритуал” уходит не больше пяти минут. Такая практика легко прижилась в нашем пансионате», — рассказывает Татьяна.

Ежедневные обходы медперсонала, слаженная работа всех специалистов, возможность общаться с психологом большую часть дня и квалифицированная работа других служб не позволили подопечным пансионата остаться без внимания и впасть в депрессию в непростой период повышенной эпидемиологической опасности.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Ветераны

Категория граждан:Пенсионеры

Новости по теме