Социальная дезадаптация — это поведение, не соответствующее требованиям общества. Ребенок не может усвоить социальные нормы, ему трудно общаться с другими людьми, найти свое место в обществе. Эта проблема актуальна для детей-сирот, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты ЦССВ «Юнона» рассказали, как помогают воспитанникам справиться с дезадаптацией.

Когда стать частью общества трудно

«Дезадаптивное поведение нельзя не заметить. Признаки увидит даже неспециалист: выраженное асоциальное поведение, ухудшение психического состояния: депрессия, нервозность, неадекватная оценка себя и происходящего, панические атаки, тревожность. Есть еще психосоматические проявления — скачки давления, учащение пульса, усиленное потоотделение», — рассказывает педагог-психолог Валентина Тимощенко.

Работа психолога начинается с диагностики. Специалисты наблюдают за тем, как ребенок общается, оценивают его уровень конфликтности. Выявляют слабые и сильные стороны личности воспитанника, возможные акцентуации характера, синдром тревожности, агрессивности, нарушения самооценки, неадекватный уровень притязаний. Важен и статус воспитанника в среде сверстников, имеет ли место психологическая изоляция. Если да, то каковы ее причины и какие есть возможные пути преодоления.

Коррекция через творчество

«Один из методов коррекции дезадаптивного поведения детей и подростков — это арт-терапия. Она создает уникальную возможность для одновременной диагностики и поддержки саморазвития человека», — считает педагог-психолог.

Методы арт-терапии можно применять с детьми разного возраста и разных особенностей развития. Для кого-то работа с изобразительными материалами носит успокаивающий характер и помогает снять эмоциональное напряжение. Кому-то — отреагировать травматичный опыт и справиться с ним.

«Во время арт-терапевтических занятий психолог создает условия доверия и безопасности, развивает моторные и познавательные навыки, дает возможность испытать успех от творческой деятельности. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и в конечном счете разрешаются», — отмечает Валентина Тимощенко.

Кроме того, арт-терапия помогает справиться с негативными эмоциями, «выпустить пар» социально приемлемыми способами. А порой — и выявить скрытый до этого талант воспитанника.

Виды арт-терапии

  • изотерапия (рисуночная терапия);
  • библиотерапия;
  • музыкотерапия,
  • сказкотерапия,
  • куклотерапия
  • телесно-двигательная и т. д.

«Выбор методов арт-терапии зависит от особенностей ребенка и поставленных коррекционных задач. Сам изобразительный материал предлагает ребенку определенный возможный набор действий с ним, стимулирует те или иные виды активности», — рассказывает специалист.

Например, в работе с гиперактивными, расторможенными, проявляющими агрессивность в поведении детьми специалисты не рекомендуют использовать краски, глину, пластилин, т. е. материалы, стимулирующие неструктурированную активность ребенка (разбрызгивание, разбрасывание, размазывание и пр.). Такая активность может перейти в агрессивное поведение. Зато этим ребятам будут полезны занятия с карандашами и фломастерами. Такие инструменты требуют от ребенка организации и управления своей деятельностью, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением действия. «Но прежде чем приступать к занятиям нужно провести с детьми специальные игры и упражнения, позволяющие снять излишнее эмоциональное напряжение, иначе карандаши у них будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага — рваться и т. д.», отмечает педагог-психолог.

Сыграем в куклы

Куклотерапия также очень полезна для коррекции дезадаптивного поведения. Кукла выступает прообразом внутреннего «Я» ребенка, но при этом является самостоятельной субличностью, за действия и поступки которой он не несет ответственности.

В кукольном театре ребенок защищен от зрителей ширмой, которая позволяет ему скрыть свое смущение и неуверенность. Этот метод может дать психологу немало диагностической информации о характере взаимоотношений ребенка, предпочитаемом стиле общения, индивидуальных способах поведения в конфликтных ситуациях.

«При проведении занятий по коррекции дезадаптивного поведения необходима совместная работа психолога, логопеда, музыкального руководителя и воспитателя дополнительного образования. Детский возраст — период в жизни, когда даже самые незначительные отрицательные переживания могут стать серьезным травмирующим фактором, и в преодолении его возникают определенные сложности», — говорит Валентина Тимощенко.

Но детская психика пластична, и правильно подобранная коррекция, адекватное отношение окружающих к ситуации может помочь ребенку избавиться от своих проблем.

В ЦССВ психолог не только работает непосредственно с воспитанниками, но и консультирует педагогов и воспитателей. Это помогает взрослым лучше понять особенности детей и скорректировать свои педагогические действия. Психолог должен помочь взрослым определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать, а какие — развивать. Помочь взрослым изменить в ребенке то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы