Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Программа по наставничеству помогает молодым людям с ментальными нарушениями подготовиться к самостоятельной жизни

15 июля 2020 года

Программа по наставничеству помогает молодым людям с ментальными нарушениями подготовиться к самостоятельной жизни

В Центре содействия семейному воспитанию «Юнона» уже пять лет реализуется комплексная программа «Дорога в новый Дом». В течение двух лет выпускники центра с ментальными нарушениями проходят подготовительный курс для перехода в психоневрологические интернаты к самостоятельной жизни. Рассказываем, как происходит эта подготовка и насколько она эффективна.

Под надежной защитой

Основная цель наставнической программы — подготовить ребят с ОВЗ к самостоятельной жизни в условиях психоневрологических интернатов. Воспитанникам ЦССВ необходимы рядом значимые взрослые, которые помогут выбрать верную дорогу, социализироваться. Поэтому за каждым из них закрепляется старший товарищ, взрослый, который помогает адаптироваться к решению насущных проблем.

Зачем это нужно? Как показывает практика, большинство выпускников центров содействия семейному воспитанию, которые имеют I или II группы инвалидности с детства (в основном это ментальные нарушения), после наступления совершеннолетия переходят в психоневрологические интернаты. В зависимости от возможностей здоровья они могут получать профессию, трудоустроиться, заниматься спортом, развиваться в том или ином направлении.

«Воспитанники ЦССВ, стоящие на пороге выхода из учреждения, чаще всего были растеряны перед дальнейшей самостоятельной жизнью. Бывало, что они оказывались в малознакомых районах города, их социальные связи рвались, значимые для них люди оставались в прошлом. Ориентиры на будущее были размыты или отсутствовали, должного опыта социальной адаптации и общения с новыми людьми не было. Выпускники также непросто адаптировались к жизни в новом учреждении — ПНИ, в этот период их психическое состояние часто теряло стабильность», — рассказывает руководитель службы социального и психолого-педагогического сопровождения детей ЦССВ «Юнона» Наталья Маркова.

Наставничество решает эту проблему. Теперь выпускники «Юноны» под надежной защитой. Они учатся социально-бытовым навыкам на специальных занятиях, наставники общаются с ними и узнают об их переживаниях и тревогах.

Сама группа наставников в ЦССВ «Юнона» состоит из педагогов учреждения и волонтеров благотворительных фондов, некоммерческих общественных организаций.

«Истоки наставничества прячутся в системе детско-родительских отношений, построенных на опеке старших над младшими. В самом общем виде наставничество можно определить как способ передачи знаний, навыков и установок от более опытного человека к менее опытному. Этот способ обучения и воспитания известен человечеству с незапамятных времен», — отмечает Наталья Маркова.

В ЦССВ «Юнона» наставники начинают работу с воспитанниками старшего подросткового возраста за год-полтора до перевода. «Программа наставничества направлена на формирование позитивной поддерживающей среды. Мы проводим подбор наставника, закрепляем его за выпускником и оказываем помощь наставнику в работе», — рассказывает специалист.

Наставничество — это своеобразный механизм, с помощью которого дети с ментальными нарушениями прямо адресуют свои проблемы тем, кто может их решить. Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи. Получается такой вот взаимный обмен энергиями. За последние два года в ЦССВ «Юнона» было подготовлено по программе наставничества восемь человек.

Любить, понимать и помогать

Наставники в своем общении с воспитанниками ЦССВ опираются на несколько важных принципов. Главный из них — индивидуальный и личностный подход к подростку, реализуемый в формуле «любить, понимать, принимать, сострадать, помогать». Наставник должен знать особенности каждого: возрастные, личные и психологические.

Кроме того, наставники рассматривают со всех сторон проблемы будущего выпускника и продумывают систему их решения. «Важный момент — это вера в подростка, опора на его собственные ресурсы. Ключевой навык для наставника — умение налаживать связи со всеми, кто так или иначе имеет отношение к его подопечному: родителями, педагогами, врачами, юристами, чтобы по максимуму использовать ресурсы для помощи подростку», — отмечает Наталья Маркова.

Есть и свой «моральный кодекс» наставника. В него входят неразглашение информации о ребенке и его семье, уважение достоинства и культуры народов, оказание взаимной помощи безвозмездно. «Для самого наставника эта работа становится элементом личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей. Она стимулирует инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем», — убеждена Наталья Маркова.

Как происходит взаимодействие

Главный критерий успешности наставничества — наличие доверия между воспитанником и его наставником. Наставник общается с будущим выпускником не менее двух раз в неделю, оказывает ему всяческую эмоциональную поддержку, помогает найти ответы на интересующие вопросы, стать самостоятельнее и увереннее в себе.

Но самое главное — это стимулирование активности самого выпускника в стремлении к получению социального опыта. «Наставник может не только выслушать подростка, но и рассказывает ему о себе, своей жизни и о том, что бы хотел в ней изменить, о своих успехах. Он интересуется планами подопечного на будущее и предлагает свою помощь в достижении его желаний. Картина мира у выпускников с инвалидностью часто противоречива, необходимо указывать на эти противоречия. Наставник ориентируется на близкие цели подростка», — рассказывает специалист.

Иногда сами наставники предлагают своим подопечным различные варианты ближайшего будущего, основываясь на их интересах, ходят вместе в кино, музей, театр, цирк или на прогулку в парк. Такие мероприятия укрепляют взаимоотношения и расширяют кругозор подростка.

При появлении у подопечного желания заниматься в кружке, секции или клубе наставник способствует реализации этого желания: общается с руководителем, помогает адаптации. Наставник может привлекать подростка к организации праздников, акций, спортивных мероприятий. Все это расширяет кругозор подопечного, повышает его самооценку, улучшает отношение к старшему товарищу. Еще наставник может выступать посредником между подростком и обществом. Он может познакомиться с семьей молодого человека, если тот, конечно, на это согласен.

Результативность взаимодействия пары «наставник-выпускник» оформляется в специальном «Дневнике наставника». «Мы уже видим значимые результаты этой программы. Наши выпускники стали более готовыми к переводу в учреждения для взрослых, их адаптация проходит гораздо легче. Есть польза и для специалистов: у нас сформирована междисциплинарная команда из сотрудников ЦССВ и ПНИ, а также волонтеров НКО», — подводит итог Наталья Маркова.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Инвалиды

Новости по теме