Лето — пора отдыха и загорелых тел. И сколько бы врачи ни говорили о вредности ультрафиолетового излучения и злоупотребления солнечными ваннами, люди все равно нежатся под лучами солнца, чтобы получить бронзовый загар. О том, с чем связано желание загорать с психологической точки зрения, рассказывает психолог семейного центра «Журавушка» Анна Левина.

Маленькая предыстория о том, как загар стал набирать популярность. В 1920 году знаменитая Коко Шанель случайно загорела во время посещения побережья Франции. Когда она приехала домой с загаром, что не было в моде у аристократии, ее поклонники положительно оценили ее внешний вид. И также начали загорать.

Буквально через десятилетие солнечная терапия стала популярным лекарством почти от любой болезни: от простой усталости до туберкулеза. В женских журналах стали появляться рекламные объявления, где и сколько можно находиться под солнечными лучами.

Возможность получить комплимент

Загар ассоциируется у нас с теплом и светом, с комфортной средой обитания. Субъективно мы воспринимаем загар как признак благополучия. Когда мы видим в зеркале загорелое лицо, чувствуем, что с нами и нашей жизнью все в порядке. А комплименты сияющей коже подпитывают здоровый нарциссизм: нас словно хвалят за тот образ жизни, который мы ведем.

«Сейчас ценятся позитивные эмоции и не котируются те, что связаны с неблагополучием, одиночеством или болезнью. Поэтому лицо, демонстрирующее здоровье и радость жизни, — это плюс. Даже в тот момент, когда нам кажется, что мы стараемся (подкрашиваем губы, берем пудру под загар) ради самих себя, все равно мы ожидаем оценки со стороны. Внимание со стороны других помогает нам почувствовать себя лучше. Мы меньше тревожимся, забываем о болезнях и невзгодах», — объясняет специалист.

Знак благополучия

Загорелое ухоженное лицо непроизвольно воспринимается как признак здоровья, молодости, успеха. Ведь если человек умеет заботиться о себе, готов прилагать усилия и вкладывать средства для того, чтобы выглядеть и чувствовать себя лучше, — значит, у него есть возможности и жизненные ресурсы.

Ухоженность воспринимается как результат инвестиций в собственное здоровье. Искусственно создавая здоровый цвет лица, скажем, в солярии или с помощью автозагара, мы тем самым часто бессознательно надеемся повысить свой социальный статус. И действительно: может возникнуть обманчивый эффект прекрасного здоровья и иллюзия того, что мы можем позволить себе это.

Я, но только лучше

Загар магическим образом сразу же делает нас привлекательными. Он — признак сексуальности, помогает лучше чувствовать тело.

«Загар в нашей культуре эротичен, как и все золотистое. Словно озаренный солнцем цвет лица подразумевает либидо выше среднего. Это подтверждают те же взгляды и слова окружающих. Это все дает человеку свободу и уверенность в себе. С загаром мы чувствуем себя не такими обнаженными — он играет роль наряда, незримой одежды и улучшает отношения с собственным телом», — поясняет психолог.

Визуальная стройность

Загар также производит зрительный эффект: он оптически скрадывает объемы и камуфлирует дефекты кожи. Таким образом, идеал красоты, навязанный кем бы то ни было, становится частью мировоззрения, включается в систему жизненных ценностей.

«У человека появляется потребность что-то менять в себе — фигуру или лицо — для того, чтобы совпасть с идеальными образами. Приходится много суетиться, чтобы соответствовать этим представлениям. Но нужно помнить, что так возникает опасность перестать аутентично заботиться о себе и тем самым потерять гармонию с собой и природой. Загар как способ показать социальное превосходство — достаточно действенный метод заявления о себе, но все же не стоит забывать о мерах предосторожности во время принятия солнечных ванн и пренебрегать рекомендациями врачей», — предупреждает Анна Левина.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы