Позади школа, и перед родителями встали новые вопросы: как провести летнее время с пользой, использовать все возможности для отдыха и развития своих детей. При этом не нужно забывать, что коронавирус никуда не ушел. Своими рекомендациями делятся специалисты ЦССВ «Доверие».

Три правила успешных каникул

«При планировании времяпрепровождения ребенка на каникулах родителям нужно учитывать его возраст. Также нужно продумать организацию режима и наполнение свободного времени сына или дочки. И конечно же, не забывать о профилактике и безопасности», — говорит педагог-психолог Екатерина Кладко.

Первое правило. Школьные каникулы необходимы ребенку для отдыха. Не стоит перегружать его дополнительными учебными заданиями, тренировками и т. д. Иначе к началу учебного года у ребенка можно будет наблюдать снижение мотивации к занятиям, а также заметно увеличится утомляемость.

Второе. У школьника обязательно должен сохраниться режим, близкий к школьному. Это необходимо для того, чтобы сохранить биологический суточный ритм организма ребенка (избежать проблемы нарушения сна, повышенной утомляемости в течение дня, сохранить тонус мозговой активности). Кроме того, благодаря режиму родитель может научить ребенка наиболее эффективно использовать свое время.

Третье. Каникулы — время повышенной двигательной активности, подвижных игр, велопрогулок, спорта. В течение учебного года школьник, как правило, основную часть времени проводит за партой в классе, а дома — за уроками или гаджетами. Именно поэтому в летний период нужно переключить преимущественно умственную активность на двигательную.

«Важно, чтобы расписание на день составлялось не только взрослым и под его „нажимом“, а исходя из пожеланий ребенка. Если расписание составить без учета потребностей самого школьника, то мотивация к следованию такому „графику“ будет стремиться к нулю. Ребенок будет всеми силами избегать его, что приведет к недопониманию в детско-родительских отношениях», — считает педагог-психолог.

Родитель и ребенок заранее должны обсудить все пункты режима, записать его, оформить и повесить на видное место в доме.

Подросткам нужно больше свободы

Для каждого возраста свои особенности и способ отдыха и времяпровождения. Например, в дошкольном возрасте — игры, в младшем школьном — развивающие занятия, в подростковом возрасте на первое место выходит общение со сверстниками.

Поэтому при попытках «вразумить» подростка, настоять на необходимости ежедневных занятий, посещениях репетитора, в ответ родители получают непонимание.

«Летнее время лучше уделить налаживанию или улучшению взаимоотношений с ребенком, повышению „качества“ личностного общения, совместному времяпровождению. Душевная организация подростка еще не окончательно сформирована, у него повышена чувствительность. Не зря этот возраст назван сенситивным. Максимума пользы можно достичь при совместном обсуждении различных литературных произведений (обращаясь к школьной программе). Проявите интерес к хобби своего ребенка, попытайтесь разделить его с ним», — советует педагог-психолог.

Поощряйте двигательную активность подростка, гуляйте вместе на свежем воздухе, играйте в командные игры.

Подростку требуется больше свободного времени, чем младшему школьнику. Это нужно для того, чтобы он сам решил такие возрастные задачи, как построение границ, поиск идентичности, познание и принятие себя как личности.

Младший школьник: тренируем внимание

При организации каникул для младшего школьника родитель должен помнить об особенностях мышления и внимания у ребенка такого возраста. У малыша еще преобладает образное мышление, а абстрактное только развивается. Внимание его еще недостаточно устойчиво, требует переключения. Поэтому в режим дня младшего школьника можно и нужно включать упражнения на развитие восприятия, памяти, мышления, речи.

«Учите с ребенком короткие стихотворения (четверостишия). Исследуйте новые места, предметы, читайте энциклопедии, смотрите познавательные фильмы», — рекомендует Екатерина Кладко.

Заниматься развивающими упражнениями рекомендуется в утренние часы. Важно помнить, что младшему школьнику также необходимо предоставлять время для свободной игры, — когда он может побыть наедине с собой, быть предоставленным только самому себе.

Летние каникулы — благоприятный период, чтобы родители младших школьников могли уделить внимание своему ребенку, организовать его двигательную активность, попытаться скорректировать (если в этом есть необходимость) его социальные навыки, навыки вежливого общения, способствовать формированию адекватных моделей поведения в различных конфликтных, спорных ситуациях (для этого можно обсудить с ребенком неоднозначную ситуацию, обязательно использовать конкретные примеры).

Не забываем о безопасности

«Отдельное внимание на каникулах — профилактика COVID — 19. Напомним рекомендации ВОЗ: требуется соблюдение социальной дистанции (что необходимо учитывать, если ребенок гуляет с друзьями, его необходимо обязательно проинформировать об этом),  использование масок и перчаток в общественных местах, нужно стараться максимально избегать мест массового скопления людей», — напоминает специалист.

Все эти рекомендации играют важную роль в профилактике распространения заболевания. И при их соблюдении угроза новой «вспышки» минимизируется. Родителям необходимо доступно рассказать ребенку о важности этих правил.

Каждая семья — уникальна. В каждой семье есть свои устои, правила и история. Обращайтесь к своему ребенку, уделяйте ему как можно больше внимания и исходите из его способностей, потребностей и возможностей.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы