Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Искусство как способ самопознания: советы клинического психолога

7 июня 2020 года

Искусство как способ самопознания: советы клинического психолога

На общедоступном вебинаре Института дополнительного профессионального образования работников соцсферы психолог Анна Кононова рассказала об основных принципах и техниках интермодальной терапии экспрессивными искусствами (ИТЭИ)

Арт-терапия — понятие, с которым сейчас хорошо знакомы не только специалисты-психологи — использует в качестве инструмента рисунок и живопись. Существует музыкотерапия, сказкотерапия, драматерапия... А интермодальная терапия в течение одной сессии использует сразу все виды (модальности) искусства. Интермодальная терапия опирается на принципы гуманистической психологии, признавая уникальность каждого опыта и каждого образа. Этот подход обращен к тому ресурсу, который у человека уже есть — нужно только помочь его выявить.

Искусство само по себе обладает терапевтическим эффектом, но чтобы сделать этот эффект явным, важно избегать интерпретаций. В этом ключ к работе по методике ИТЭИ: мы не оцениваем, не утверждаем, а пользуемся «я-сообщениями». Не «здесь нарисовано облако» — а «я вижу, что здесь изображено облако».

Уровни описания арт-формы

Итак, перед вами — картина (или стихотворение, или скульптура). Как можно описать такую «арт-форму»? Родители хорошо знают, что у детей с этим нередко возникают сложности: действительно, какими еще словами, кроме «мне нравится», описать свои впечатления? В ИТЭИ мы движемся от формальных характеристик к смыслу, содержанию. Это необходимо, чтобы безопасно, постепенно приблизиться к тому, что содержится в арт-форме. Если человека спросить сразу — «а про что картина?» — он может просто испугаться!

  1. «На поверхности». Уровень элементов — самый простой и безопасный. Здесь мы описываем цвет, формы, линии, темп, ритм и т. д. — все, что мы видим, слышим, ощущаем. Только важно помнить о «я-высказывании»: содержание описания всегда важно подавать в безоценочной форме. Описать этот уровень не всегда бывает просто. Вот на что можно обратить внимание, в случае, например, живописи и фотографии:
    — цвет (оттенки, насыщенность, темнота и светлота, теплые и холодные цвета);
    — линия (кривые, прямые, изогнутые, зубчатые, ломаные, и т.д.);
    — формы (квадрат, круг, прямоугольник и т.д); мазок, нажим.
    Нередко нам хочется сразу описать уровень образов («я вижу горы»), поэтому на этом уровне потребуется сознательное усилие, чтобы описать именно «поверхность».
  2. Эмоции и чувства — чуть более глубокий уровень. Ответьте, какие эмоции и чувства вызывает у вас та или иная арт-форма или её отдельные элементы. Но имейте в виду: очень важно, чтобы всё то, что мы говорим, было искренним, — тем, что мы на самом деле переживаем в этот момент.
  3. Уровень образов. На этом этапе попробуйте ответить на вопросы: какие образы и ассоциации вызывает арт-форма? У кого-то проще с ответом на этот вопрос, кому-то будет сложнее.
  4. Наконец, название и послание: самый глубокий уровень. Название арт-формы кристаллизует её смысл. В названии выбирается главное для человека. Иногда оно может быть неожиданным. А чтобы определить послание, подумайте — если бы эта картина (скульптура, жест) могла говорить, что бы она хотела сказать? Иногда это послание простое и побудительное («Будь смелее»). Иногда может быть более развернутым: «Ты смелее, чем себе кажешься».

«Мост с реальной жизнью»

После того, как сформулировано послание от арт-формы, иногда бывает полезно сделать еще одно упражнение, — ответить на вопрос, как это соотносится с вашей жизнью сейчас. Как это послание могло бы быть вам полезным в вашей реальной жизни? Есть ли в этом что-то про вашу жизнь сейчас?

Этот вопрос может застать человека врасплох, но потом, когда человек останется наедине, он может найти ответ.

Техника «Мой день»

  1. Припомните ваш день от момента, как вы проснулись. Не задумывайтесь слишком сильно над каждым моментом. Что вы делали сегодня? Что ели? Что видели? С кем говорили? Вспомните, что порадовало вас сегодня? Что огорчило? Что удивило?
  2. А теперь нарисуйте впечатления от вашего сегодняшнего дня на листе бумаги. Не задумывайтесь слишком сильно, вам не обязательно рисовать все подробно, вы можете зарисовать ощущения — несколько или одно главное.
  3. Проанализируйте получившуюся форму по всем уровням — от поверхности до послания.
  4. Постройте мост с реальной жизнью.

Запись вебинара Анны Кононовой.

Три горизонтальные полосы, яркие насыщенные цвета, плавные, но четкие линии, блеск посередине, там, где вьется изогнутая линия... А что вы видите на уровне «на поверхности», глядя на эту картину?

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Социальная поддержка

Новости по теме