Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Няня для детей-сирот в больнице: почему это так важно

28 мая 2020 года

Няня для детей-сирот в больнице: почему это так важно

Если малыша нужно положить в больницу, то это всегда для него травма — разлука с домом, страх неизвестности, болезненные уколы, процедуры... Особенно тяжело приходится малышам, которые остаются в больнице без родителей, или воспитанникам государственных учреждений. Выход есть — им готовы помочь больничные няни, которые работают в нескольких благотворительных фондах.

Они находятся с малышами днем и ночью, помогают детям в медицинских учреждениях, например, если те проходят обследование перед направлением в центре содействия семейному воспитанию. Няни помогают и участвуют в сопровождении особого ребенка, воспитанника Центра, во время госпитализации. О том, почему важна эта работа, о своем опыте взаимодействия с больничными нянями рассказывают специалисты ЦССВ «Центральный».

Привязанность — основа развития ребенка

Разлука с матерью для ребенка всегда большой стресс, который влияет на развитие личности в целом. Серьезность этих последствий зависит от возраста ребенка, длительности разлуки и внешних условий. Особенно они тяжелы, если трагедия случилась с малышом-дошкольником.

«Первые годы жизни ребёнка — это интенсивный период формирования привязанности к значимому взрослому. В этот период формируются высшие психические функции и дозревает нервная система, именно поэтому малыш не способен справиться с резким травмирующим событием. Потеря матери в этом возрасте — крайне негативный и тяжелый опыт, который может привести к необратимым изменениям в психическом развитии ребенка», — считает руководитель службы сопровождения Елена Корсакова.

Опыт внезапной и длительной разлуки с биологической матерью в раннем возрасте расценивается ребёнком как угроза собственной жизни, т.к. для него она — значимый взрослый, они являются продолжением друг друга.

Ребенок начинает отделять себя от взрослого только к трем годам, и только если все проходит гладко, то к школе он уже способен выдерживать «запланированную» разлуку со значимым взрослым.

Нейро- и патопсихологические исследования показали прямую зависимость между ранней детской психологической травмой и проявлением разнообразных психопатологий в подростковом возрасте.

«Существуют риски психоэмоцинальных изменений, таких как потеря уже сформированных навыков; низкие антропометрические показатели (ребенок плохо растет и набирает вес); задержка психического развития во всех сферах; умственная отсталость», — отмечает педагог-психолог Мария Беккер.

Модель отношений «мать-дитя» — главное условие социализации человека. Если отношения с мамой негармоничные, то и модель формируется искаженная, но все-таки это модель постоянных, длительных, близких детско-родительских отношений. Хотя, разумеется, страшные случаи с тяжелыми патологическими детско-родительскими отношениями с регулярными побоями, насилием разрушают психику ребенка значительно сильнее, чем потеря объекта привязанности.

Если все же случилось непоправимое, и ребенок попал в социальное учреждение, он не должен оставаться один на один со своими страхами и горем, в разлуке с близкими (какими бы они ни были).

«Провайдер» услуги под названием «любовь»

Что чувствует человек, оставшись в одиночестве? Сейчас большинство из нас находятся в условиях самоизоляции и многим это дается нелегко. Но тут речь идет о взрослом человеке в своей квартире, доме, имеющем свободу в выборе досуга, с возможностью связаться с близкими по видеосвязи. Что же тогда говорить о ребенке без значимого взрослого рядом?

«Организм малыша начинает реагировать на ситуацию с позиции „защиты“: ребенок начинает чаще болеть, — так появился термин „госпитализм“. Он пришел к нам из многочисленных наблюдений за детьми, попавшими в больницы в одиночестве. Если ребенок маленький, то большую часть времени он лежит в кроватке, и к нему редко подходят. Попробуйте пролежать целый день в кровати, когда вы не можете позвать кого-то на помощь или объяснить, что вам надо?», — говорит Мария Беккер.

Вот когда важно, чтобы рядом была няня. Особенно если малыш не достиг психологической зрелости, когда идет формирование привязанности. Если малыш не один, то формируется связь между ним и няней, она становится для него тем самым значимым взрослым. Эта связь может быть устойчивой, теплой и доверительной. Ребенок благодаря няне имеет шанс спокойнее пережить стресс, в котором он оказался, получает уход и удовлетворение своих потребностей, будь то голод или теплое объятие, а это так важно.

«ЦССВ „Центральный“ в разное время сотрудничал и продолжает взаимодействовать с несколькими благотворительными фондами, предоставляющими своих нянь для наших воспитанников: „Волонтеры в помощь детям-сиротам“, „Ты ему нужен“, „Дорога жизни“ и т.д. Перед началом работы с детьми в больницах няни проходят обучение в Школе приемных родителей нашего Центра. Акцент сделан именно на обучении их взаимодействию с малышами с ограниченными возможностями здоровья», — рассказывает Елена Корсакова.

Снижаются риски дальнейшего психологического нездоровья ребенка, идет минимизация последствий расставания с матерью. Няня все 24 часа общается с крохой, успокаивает, играет (а это ведущая деятельность для раннего возраста, способствующая его развитию), проводит с ним двигательные активности, смотрит крохе в глаза и улыбается.

Для дошколят и подростков с ОВЗ в аналогичной ситуации няня играет абсолютно такую же роль. Ведь чаще всего уровень психоэмоционального развития таких ребят соответствует более младшему возрасту. Мы не говорим уже про тех детей, которым требуется особый уход, так как у них нет возможности в полной мере обслуживать себя самостоятельно.

«Важна роль няни в жизни наших детей и при возврате в кровную семью или передачу в приемную. Она — тот «провайдер бесконечной услуги под названием „любовь“: любовь к ребенку, любовь к тому, кто доверил свою боль и беззащитность. Няня передает свои знания о секретах эффективного общения с каждым конкретным ребенком, рассказывает об особенностях ухода за ним, его потребностях, сформировавшихся навыках», — считает Елена Корсакова.

Няня может долгое время оставаться на связи с семьей и дистанционно помогать, поддерживать, наполняя положительными ресурсами всех участников процесса взаимопомощи. Со стороны это выглядит, как безграничная благодарность, где нет всех отягощающих обстоятельств жизни, и няни в ней — те самые чудесные и волшебные феи, которые помогают беспомощному и беззащитному малышу, подростку, да, всем нашим «социальным» детям.

Вот такая безграничная любовь няни Елены помогла воспитаннику «Центрального» Марату С. обрести свою новую семью. Елена, будучи волонтером одного из фондов, стала няней для мальчика, который длительное время вынужден был находиться в больнице. Общение, совместные игры, уход, забота, зародили новые чувства, как у ребёнка, так и у его наставницы, которая не смогла отпустить мальчика обратно в учреждение. «Так наш малыш обрёл любящую семью. В этом году Марат пошёл в 1-й класс, сейчас мальчик ещё передвигается на коляске, но в скором будущем сможет ходить самостоятельно. Он очень этого хочет, вся семья помогает, любит и поддерживает его, они всегда вместе, и называют сына не иначе как: „Марат — Наш Герой“. И такие истории про нянь, заменивших детям маму, не единичны. Спасибо от всего сердца вам, НЯНИ!», — не сдерживает эмоций Елена Корсакова.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Дети-сироты

Новости по теме