Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как сделать мессенджеры доступными для детей с ОВЗ: рассказываем на примере ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

19 мая 2020 года

Как сделать мессенджеры доступными для детей с ОВЗ: рассказываем на примере ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

К пилотному проекту «ЭМО — коммуникативный тренажер для особых сирот» присоединились 20 детей с выраженными ментальными нарушениями, которые не умеют читать и писать, а многие из них не говорят. Средством общения для этих ребят стали фотографии, картинки, пиктограммы, а также уникальная компьютерная программа «ЭМО». Рассказываем, как этот проект реализуется в столичном ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь».

ОТ ОБЩЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНОК — К МОБИЛЬНОМУ ЧАТУ

Коммуникативный тренажер «ЭМО» помогает развить коммуникативные навыки у детей и молодых взрослых с интеллектуальными нарушениями. Это возможно за счет того, что подростки и молодые люди (до 23 лет) поэтапно овладевают коммуникативными средствами: пиктограммами, коммуникативным тренажером и мобильным мессенджером.

Пилотный проект в ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» реализуется с октября 2019 года. На первом этапе ребята уже освоили язык пиктограмм, научились «читать» изображения, понимать их значение, а также использовать пиктограммы для передачи сообщения другому или побуждать собеседника к действию. На этом этапе ребенок общается только со своим непосредственным окружением — сверстниками и педагогами.

«Для работы на втором этапе мы разработали прикладную программу для компьютеров — коммуникативный тренажер „ЭМО“. Она обеспечивает дистанционный обмен визуальными сообщениями, содержание которых доступно ребенку с выраженными интеллектуальными нарушениями», — рассказывает методист ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» Елизавета Романова.

Для визуальных сообщений используются картинки четырех видов:

  • Пиктограммы с вопросами — аналог текстовых сообщений-вопросов.
  • Пиктограммы с картинками-ответами — аналог текстовых сообщений-ответов.

Пиктограммы представляют собой черно-белые изображения по аналогии с текстом и визуальными информационными сообщениями в общественных местах.

  • Картинки и фотографии с выраженной эмоциональной составляющей без точного аналога в виде текстового сообщения.
  • Личные фотографии детей.

Переход от этапа к этапу связан не только с развитием коммуникативных навыков, но и с расширением среды, в которой эти навыки востребованы.

АКТИВНЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ГАДЖЕТОВ

В процессе обучения у ребят с ОВЗ формируются пользовательские и коммуникативные навыки для дистанционного общения через мессенджеры. Партнерами для общения стали волонтеры, давние друзья ЦССВ. Общение начинается в учебной группе WhatsApp и продолжается в личных чатах.

«Тренажер „ЭМО“ позволяет принимать и отправлять сообщения в личных чатах, также он сохраняет историю переписки. Текстовые сообщения заменяют картинки-сообщения. Таким образом, дети с ментальными нарушениями становятся активными пользователями гаджетов», — отмечает Елизавета Романова.

В апреле 2020 года тренажер «ЭМО» стал победителем конкурса «Реестр (Банк) доказательных практик», который проводился благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко в рамках реализации программы «Семья и дети».

Проект «ЭМО — коммуникативный тренажер для особых сирот» реализуется с октября 2019 года АНО «Ресурсный центр «Вера. Надежда. Любовь» при поддержке Грантов Мэра Москвы в стратегическом партнерстве с ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь».

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Дети-сироты

Новости по теме