17 апреля 2020 года
Из-за пандемии коронавируса москвичи вынуждены соблюдать режим самоизоляции. Но столичные семейные центры смогли оперативно переключиться на дистанционный формат работы с семьями и детьми. О том, как это происходит, рассказывает психолог семейного центра «Кутузовский» Людмила Ткаченко.
Занятия онлайн
Самое главное — оставаться в контакте с семьями, и для этого отличным инструментом стали видеоконференции. Если нужно собрать группу людей, провести индивидуальную беседу, то на помощь приходит видеозвонок. С помощью видеосвязи специалисты проводят консультации, развивающие занятия, тренинги и мастер-классы. Так, дети приняли участие в разных занятиях: «Счастливый космонавт», «Медицинские маски своими руками», «Зоопарк из носка», кулинарных мастер-классах; продолжают свою работу занятия логикой, танцами и скорочтением.
«Моя семья очень благодарна за организацию дистанционных занятий, дети не теряют интереса к ним и вместо игр на телефоне получают полезные знания, что-то мастерят и развиваются. Большое спасибо за поддержку в это сложное время!» — говорит Виктория М., мама троих детей.
Поддержать через экран
Психологи центра также пользуются функционалом видеоконференций и видеосвязи для тренингов и консультаций. Особенно популярны сейчас тренинги на такие темы: «Как сохранить доброжелательную обстановку в семье в режиме самоизоляции», «Почему важно соблюдать самоизоляцию и как уговорить старших родственников ее соблюдать», «Как ребенку адаптироваться к режиму самоизоляции и дистанционному обучению» Индивидуальные консультации также во многом связаны с беспокойством семей о ситуации с пандемией, о возникающих внутрисемейных проблемах в условиях самоизоляции.
Конечно, установить контакт с психологом по видеосвязи значительно сложнее, чем при личной встрече.
В формате видеоконференций проходят и занятия подросткового клуба, ребята подключаются к конференции и участвуют в тренинговых программах, предлагаемых специалистами семейного центра. Подростки приняли участие в тематических онлайн-встречах клуба на темы: «Стресс и самоизоляция», «Тайм-менеджмент на дистанционной учебе», «Справляемся с негативными переживаниями». Работа с дошкольниками временно стала индивидуальной: специалисты, отвечающие за программы развивающих и досуговых занятий с детьми, проводят короткие занятия один на один.
«Очень скептически сначала относилась к онлайн-занятиям, думала, что ребенок не высидит 40 минут перед камерой, но все прошло замечательно! Продолжили заниматься дальше по той программе, по которой занимались, приходя в центр», — делится впечатлениями Марина, мама дошкольника.
Клубная и групповая работа перенеслась в формат видеоконференций, охватывая всех членов семьи, находящихся дома.
«Вот уже вторую пятницу подряд мы всей семьей принимаем участие в кулинарных мастер-классах, и, кажется, это становится нашей „карантинной“ традицией — включать приложение и готовить разные блюда со специалистами „Моего семейного центра“. Так что мы с нетерпением ждем пасхальный кулинарный мастер-класс! Большое спасибо сотрудникам!» — рассказывает Юлия, многодетная мама.
Рассылки и групповые беседы
Создание группового чата среди семей в мессенджере WhatsApp значительно упрощает работу по информированию граждан о тех или иных услугах, событиях. Все желающие присоединиться к групповым чатам и онлайн-занятиям, которые происходят в приложении «Zoom», могут написать на электронную почту семейного центра: cspsid-kutuzovskiy@mos.ru. Так, ежедневно семьи получают рассылку о бесплатных сервисах, интересных ресурсах, которые можно использовать в период самоизоляции. Кроме виртуальных путешествий в музеи мира, полезного обучающего контента для детей всех возрастов, профориентационных игр, консультаций врачей разных областей, всегда есть ресурсы для саморазвития взрослых.
«Рассылки от нашего семейного центра оказались очень полезными: пока младшие дети были заняты увлекательными развивающими играми, я скачала себе фитнес-приложение из рассылки и уделяю время занятиям спортом. Большое спасибо за такие находки!» — говорит Татьяна В.
Родители активно общаются между собой, делятся новостями района, обмениваются полезной информацией. Кроме разнообразных интернет-ресурсов, семьям поступает важная информация из официальных источников о профилактике коронавирусной инфекции, ОРВИ, советы психологов и юристов центра, справочная информация о работе социальных служб.
«Для всех нас самоизоляция и дистанционные формы работы — абсолютно новый опыт. Очень много было сомнений, как наши получатели социальных услуг отнесутся к этому онлайн-формату. Начали работать, пробовать различные программы, площадки — людям понравилось», — делится директор семейного центра «Кутузовский» Татьяна Петровна Хрупалова.
Для московских семей работает портал «Мой семейный центр». Эго городской интернет-ресурс, с помощью которого можно получить онлайн-консультацию по вопросам поддержки семьи и детства от специалистов столичных семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы