Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как общаться, если ребенок не говорит? Рекомендации преподавателя Института ДПО Снежаны Танцюры

22 января 2020 года

Как общаться, если ребенок не говорит? Рекомендации преподавателя Института ДПО Снежаны Танцюры

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто страдает речь. Родители беспокоятся, не понимают, как наладить контакт без слов. Они пытаются «разговаривать» с ребенком через его поведенческие реакции: выражение лица, движения, плач. Но этого недостаточно, чтобы маленький человек смог полностью выразить свои желания, потребности и чувства. Как помочь таким детям и их родным, рассказывает учитель-логопед Снежана Танцюра, кандидат педагогических наук, доцент Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы.

«Если у ребенка тяжелые речевые нарушения, можно и нужно использовать альтернативные средства коммуникации, — говорит Снежана Танцюра. — Появились методики, которые расширяют возможности общения: рисунки, пиктограммы, графические символы. Не надо переживать, что ребенок предпочтет картинки и совсем откажется от попыток говорить. В большинстве случаев они подстегивают к речи. Если же ребенок остается невербальным, альтернативные средства служат для самовыражения, расширения понимания речи».

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

  1. Делая что-нибудь вместе с ребенком, постоянно разговаривайте с ним. Старайтесь вызвать эмоциональное возбуждение, отклик.
  2. Используйте речевые и жестовые ритуалы: «Привет», «Пока». Все это нужно проговорить и помахать рукой.
  3. Старайтесь помогать ребенку «говорить» при общении. Можно использовать специальные карточки для обучения, картинки, фотографии. Для прогулок можно сделать «мобильную версию» — нанизать карточки на большое кольцо или брелок.
  4. Создайте специальное «речевое панно» в картинках — режим дня. Ребенок должен связать изображение с назначением слова: пирамидка на картинке — идем заниматься, кровать — идем спать.
  5. Карточками можно обозначать не только предметы, но и различные действия, а также пожелания. Например, «дай», «вижу», «хочу».
  6. Посоветовать и подобрать способы коммуникации вам помогут специалисты — логопед, дефектолог. Но это возможно только в атмосфере доверия и сотрудничества.

Самое главное, вы должны верить в своего ребенка!

ОБЩАТЬСЯ — ЭТО ПРОСТО!

Обучение технологиям альтернативной коммуникации — одна из наиболее востребованных программ Института ДПО. Авторский курс, разработанный Снежаной Танцюрой для воспитателей, логопедов, дефектологов и педагогов-психологов, называется «Общаться — это просто! Альтернативные средства коммуникации». В основе программы — опыт работы специалистов Центров содействия семейному воспитанию «Лесной» и «Юнона», Адамийского психоневрологического дома-интерната. А еще он изложен в книгах:

«Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ»

«Азбука общения. Коррекционно-развивающая программа по альтернативной коммуникации»

Записаться на курс «Общаться — это просто! Альтернативные средства коммуникации» можно по телефонам +7 495 607 — 27 — 51, +7 495 607 — 27 — 11.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Новости по теме