Что больше всего волновало работников социальной сферы в прошедшем году, о чем они спорили и планировали на будущее? Проанализировав материалы публикаций в СМИ, поговорив с профессионалами отрасли, специалисты Института дополнительного профессионального образования составили ТОП-5 актуальных тенденций социальной сферы.

«Современные москвичи предъявляют более высокие требования к качеству жизни в городе. Им нужны не только в стандартные услуги и льготы, но и помощь для решения индивидуальных проблем. Поэтому сфера социальной защиты меняется, как и ее приоритеты. Предложить человеку поддержку, а не дожидаться, пока он за ней обратиться, — вот наш ориентир. Мы разрабатываем, в том числе и на базе Института ДПО, много программ по супертехнологиям социальных инноваций — с использованием Big Data, искусственного интеллекта и возможностей современной инфраструктуры, чтобы создать новую модель заботы о людях. В ее основе ключевые принципы — индивидуальный подход, проактивность, современные технологические решения и синергия всех городских служб и сервисов», — сказала первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александра Александрова.

1. Цифровая трансформация госуправления

С внедрением технологий государства связывают достижение ключевых целей социально-экономического развития. Очевидно, что с цифровизацией госуправления должны исчезнуть многие виды государственных услуг (например, по выдаче различных справок). Для этого на портале госуслуг реализуются такие проекты, как «суперсервисы». Это новый тип государственных электронных услуг, который в перспективе сведет на нет бумажный документооборот и необходимость посещения государственных учреждений.

2. Симуляционное обучение в социальной сфере

Получив опыт, который кажется реальным, человек запоминает больше информации и быстрее учится. Симуляция позволяет отработать нужные профессиональные навыки в безрисковой среде. Для обучения специалистов социальной сферы можно использовать один или несколько из следующих методов:

  • Тренажеры «с неполным заданием». Они используются для обучения конкретным навыкам — например, как делать человеку уколы или ставить катетеры.
  • Полномасштабные тренажеры. Самый распространенный пример — манекены. Они все чаще используются для обучения физическому осмотру и другим фундаментальным клиническим навыкам.
  • Виртуальная реальность. В этом режиме учащиеся погружаются в очень реалистичную среду. Например, будущие соцработники попадают в квартиру человека с инвалидностью. Учащиеся физически взаимодействуют с окружающей средой, как в обычной жизни, переходя с простых на более сложные уровни.
  • Стандартизированные пациенты. Для отработки навыков, выявления ошибок, обучения технике безопасности и т.д. используются обученные актеры.

«На базе нашего Института планируем открыть симуляционный центр для подготовки специалистов по долговременному уходу. Специально оборудованная образовательная зона поможет воссоздать типовое соцучреждение и условия проживания в нем людей, которым нужен уход. Новейшие технологии помогут специалистам увидеть себя со стороны, разобрать ошибки», — рассказал руководитель Института ДПО ДТСЗН города Москвы Евгений Машковский.

3. «Московское долголетие» — пример для подражания

Одной из лучших мировых социальных практик для людей серебряного возраста признан проект «Московское долголетие». Изучив московские практики, к такому мнению пришел пул зарубежных экспертов-участников III Форума социальных инноваций регионов, который приняла Москва в июле этого года. «„Московское долголетие“ — это великолепный и великий проект, который очень важен для людей старшего поколения. Это одна из лучших практик, которую мы можем наблюдать в международном сообществе, и очень важно, чтобы Москва делилась опытом ее реализации. Должна быть создана международная конвенция, чтобы другие страны знали о такой программе и могли перенять этот опыт», — подчеркнул Мартин Гарсия Моритан, председатель рабочей группы открытого состава по проблемам старения ООН.

4. Сопровождаемое проживание как альтернатива ПНИ

Одна из самых горячих тем 2019 года — реформа ПНИ и альтернатива стационарам закрытого типа. Сопровождаемое проживание — один из очевидных вариантов. Вопрос, какой из его форматов принесет людям больше пользы. Например, в Волгоградской области и еще в 43 регионах активно развивают практику приемных семей для одиноких пожилых людей. Эта услуга в основном для тех, кто не требует серьезного медицинского ухода — накормить, помочь с гигиеническими процедурами, психологически поддержать человека в возрасте.

5. Подход доказательных практик в социальной работе

Каждая организация социальной сферы уверена: то, что она делает, есть благо. Но помимо «доброты» существуют такое понятие, как эффективность. Чтобы добиться наилучших результатов, деятельность социальных учреждений должна анализироваться, а ее эффективность — доказываться. Доказательность социальных практик — это подход, при котором все решения принимаются после адекватной научной проверки, сравнения данных и анализа.

Сейчас можно найти базы данных (практик) по нескольким направлениям: алгоритмам работы с детьми, профилактике агрессивного поведения подростков и зависимостей, практики работы с ментальными нарушениями и другим. Требования, которым должна соответствовать практика, чтобы считаться доказательной, высоки. С одной стороны, необходимо достаточное количество практико-ориентированных исследований в профессиональной области, с другой — специалистов, умеющих грамотно искать информацию, критически оценивать результаты исследований и использовать все это для решения прикладных задач.

Справочно.

Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы специализируется на профессиональной переподготовке и повышении квалификации кадров руководителей и специалистов системы социальной защиты. На площадке Института проводятся научные исследования, научно-методологические семинары, конференции и симпозиумы по актуальным проблемам социальной защиты населения. Разрабатываются и выпускаются учебные, методические, аналитические и справочные материалов. Кроме того, институт проводит экспертизу проектов нормативно-правовых документов, предложений, концепций в сфере организации социальной защиты населения.

За 2019 год в Институте обучилось свыше 13 тысяч социальных работников, сиделок, руководителей и специалистов столичных учреждений социального блока. Успешно стартовала новые программы — по подготовке специалистов по долговременному уходу, медиаторов (экспертов по урегулированию конфликтов) и другие. С мая этого года в Институте создан Центр кадровой диагностики (ЦКД). Здесь проводят оценку компетенций и навыков у специалистов, работающих в соцзащите, — при приеме на работу, при смене должности. За восемь месяцев тестирование прошли 1,5 тысячи человек.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы