В системе социальной защиты населения Москвы работают восемь реабилитационно-образовательных учреждений, где вместе с обучением дети с инвалидностью проходят курс восстановительной терапии и социальной реабилитации.

Одно из таких учебных заведений — реабилитационная школа-интернат № 32 (Москва, ЮЗАО). Здесь помогают детям с заболеваниями крови, эндокринной системы и онкологическими заболеваниями.

Дети учатся, получают медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. В школу принимают от 7 до 18 лет. Преподаются программы начального, основного, среднего общего образования, а также дополнительного образования.

«Мы ставим перед собой задачу — погрузить ребенка в увлекательный мир знаний, — говорит директор школы-интерната № 32 Светлана Войтас. — Недавно открыли лабораторию по разведению бабочек. Делаем акцент на развитие интеллекта детей — от занятий шахматами до ментальной математики. Действуют творческие мастерские — от прикладного искусства на стекле до валяния из шерсти. Даже уроки физкультуры у нас проходят в разных форматах — от пилатеса до скандинавской ходьбы. Благодаря такому разнообразию мир ребенка станет ярче и лучше, и он не будет сосредотачиваться только на своей болезни, а обретет друзей и наставников».

Обучение

Классы в школе-интернате небольшие: от 7 до 15 человек. К каждому ребенку — индивидуальный подход. Каждому вновь поступившему выстраивают реабилитационно-образовательный маршрут с учетом его возможностей, индивидуальной программы реабилитации и абилитации, основанной на рекомендациях Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы. Уроки ведут учителя-дефектологи и учителя-логопеды.

Для упрощения образовательного процесса в школе есть информационный киоск, через который можно записаться на факультатив, кружок, получить ответ на свой вопрос, заданный администрации школы, ознакомиться с меню столовой.

«Отличная школа, я учусь с первого класса в ней. Зная от друзей из других школ, могу сказать, что здесь нам очень повезло с учителями. Помимо учебы, мы часто выезжаем на экскурсии. Это не только дает новые знания, но и объединяет класс», — поделился Андрей Каневский.

В своей работе преподаватели школы-интерната при проведении уроков используют возможности платформы Московская электронная школа (МЭШ), где размещены лучшие практики столичных учителей. Кроме того, сами преподаватели школы-интерната № 32 часто дополняют платформу МЭШ новыми сценариями уроков и личными наработками.

Профессиональные учителя увеличивают интерес воспитанников к образованию, стимулируют получение новых знаний, увеличивают уровень и улучшают качество образования.

«Сейчас мы активно работаем над повышением профессиональной компетенции педагогов. Увлечь ребенка может только увлеченный преподаватель, — подчеркнула Светлана Войтас. — Поэтому перед учителями и сотрудниками коллектива у нас ставятся большие задачи: расширить спектр своих знаний, использовать на уроках новые технологии, увидеть инновационные спектры возможностей для работы с детьми».

Для старшеклассников действуют программы профориентации. Благодаря проекту «Профессиональное обучение без границ» школьники получают практическую и теоретическую подготовку по профилю профессиональной и трудовой деятельности. У детей появляется возможность ближе познакомиться с профессией и принять более взвешенное решение при выборе будущей специальности.

«Республика ОЛИМПиЯ»

Социально-игровой проект «Республика ОЛИМПиЯ» готовит детей с инвалидностью к полноценной жизни в обществе. Республика представляет собой модель государства со всеми институтами: органами управления, государственной границей, административно-территориальным делением на города и институтом медиации, заменяющим суд.

Здесь каждый ребенок получает определенную социальную роль (мэр города, министр, научный сотрудник музея и т.д.). Все, кто задействован в этом проекте, получает основы знаний о различных профессиях, приобретает коммуникативные навыки и могут самостоятельно решать поставленные задачи.

«Я — мэр города Спектр. В прошлом году я победила на выборах. За мою кандидатуру отдали большинство голосов, — рассказала Дарья Усенко. — Несмотря на то, что мэр города у нас выбирается на год, скорее всего, меня оставят на второй срок, так как я успешно справляюсь с поставленными задачами. У нас амбициозные планы на предстоящий год: провести различные мероприятия и акции. В будущем планирую занимать тоже руководящую должность, и для меня это хороший опыт».

Реабилитация

Поправить здоровье и восстановить силы ученикам школы помогают профессионалы из сферы реабилитации. Дети проходят курс массажа, посещают занятия лечебной физкультуры. Есть также в школе водолечение, грязелечение, электросветолечение, горный воздух, фитопаросауна, инфракрасная сауна, галокамера. Все ученики находятся под наблюдением врача-педиатра, стоматолога, гематолога.

«Здесь большое количество процедур, что помогает детям не только в реабилитации, но и улучшении общего состояния здоровья. В этой школе учусь четыре года, с 6-го класса. До этого я часто болела, а сейчас практически нет», — говорит Ксения Долгомирова.

Помимо лечебных процедур, в школе популярны арт-терапия, изотерапия, библиотерапия, игротерапия, последняя включает компьютерные игры.

Для занятий арт-терапией, как утверждают преподаватели, не нужны художественные способности. Главное, чтобы ребенок через рисунок смог отразить внутреннее состояние, ощущения, переживания.

В школе работает более 10 проектных мастерских. Это и студии живописи «Индиго», батика, валяния из шерсти, глинотерапии, техники «Стринг-арт» (картины из гвоздей и ниток).

Межпрофильная команда специалистов, состоящая из психологов, логопедов, дефектологов и социального педагога, помогает детям справляться с различными психологическими трудностями.

В рамках социокультурной реабилитации проводятся экскурсии, дети посещают музеи, театры, концерты.

​ По словам директора Светланы Войтас, реабилитационная школа-интернат № 32 дает возможность детям с инвалидностью в полной мере реализовать потенциал и найти свое место в жизни.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы