1 августа 2019 года
Многие приемные родители относятся с недоверием к рекомендациям психологов, которые не имеют личного опыта воспитания детей-сирот. Психолог Центра «Детство» Айгуль Алдашева — не только доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН, опытный специалист, много лет работающий с приемными семьями, но и мама, вырастившая и выпустившая в самостоятельную жизнь приемного ребенка.
— Айгуль Абдулхаевна, вы сначала работали в иной сфере — занимались психологией труда. Почему решили переключиться на детей-сирот и приемные семьи?
— Мое становление как психолога связано с изучением проблем адаптации человека к различным условиям. Этот интерес привел меня в свое время в Московскую службу психологической помощи населению. Тогда под руководством Людмилы Швецовой разрабатывались социальные программы помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Я попросила директора МСППН включить меня в проектную группу по подготовке этих программ. Так и оказалась вовлеченной в работу с приемными семьями. Занимаюсь этой темой уже больше десяти лет.
— Может ли человек самостоятельно определить, готов ли он к принятию ребенка? В каких случаях лучше отказаться от этой идеи?
— Может, конечно. Людей, готовых принять чужого ребенка, довольно много. Готовность к приемному родительству в первую очередь определяется безусловным принятием ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Если есть какие-либо сомнения, то человек должен сначала разобраться со всеми «но», над которыми он задумывается. Иногда ответить на волнующие вопросы самому бывает трудно, тогда надо посоветоваться со специалистами сопровождения опекунов, попечителей и приемных родителей.
— Без каких качеств нельзя стать успешным приемным родителем?
— Есть такое понятие — просоциальное поведение, то есть направленность человека на помощь другому. Без этого не обойтись. Приемный родитель должен быть социально ответственным, уметь формировать доверительные отношения, обладать лидерским потенциалом, уметь слышать и слушать.
— Как облегчить процесс адаптации и для родителей, и для ребенка?
— Адаптация — сложный процесс. Наибольшие потери в нем несут взрослые, так как дети легче адаптируются. За процесс выстраивания семейной системы в случае с приемными детьми отвечают именно взрослые. Здесь поможет видение перспективы — образа семьи, к которому надо стремиться. Когда эта картина ясна, то проблемы адаптации проходят легче. Если есть сомнения, непонимание ситуации, лучше обратиться к специалистам сопровождения.
— Стоит ли бояться детей, переживших возврат в учреждение?
— Бояться не стоит, но надо понимать, что у ребенка с таким опытом, конечно, процесс адаптации в новой семье может протекать сложнее. Но любые трудности можно преодолеть.
— «Родовое проклятие» или семейная травма поколений. Существует ли такое явление? Как помочь приемному ребенку не повторить родительский сценарий?
— Понятие «семейный сценарий» вошло в психологическую науку. Мол, виновата генетика. Да, ее никто не отменял, но это не приговор. Прямой зависимости между генетикой и поведением человека нет. В пьющей семье не обязательно дети будут алкоголиками. Генетика определяет тип нервной системы, а тип нервной системы — стиль поведения. Но не менее важна и воспитательная среда, в которой рос ребенок, и принятые им ценности. Надо помнить, что главные функции приемной семьи — воспитание и вторичная социализация. Если родители их выполняют, то любые негативные сценарии можно изменить в лучшую сторону.
— Как говорить с ребенком о кровных родителях? Нужно ли поддерживать отношения с ними?
— Эта тема всегда интересует будущих приемных родителей. В России распространен «квазиприемный» тип семьи (то есть закрытый от внешнего мира). Это не способствует открытому обсуждению этого архисложного вопроса. Но приемный родитель обязан говорить с ребенком о его родителях, его жизненной истории — ведь это реальность ребенка, принятого на воспитание. В идеале приемные родители должны быть максимально осведомлены об обстоятельствах личной истории ребенка и бережно относиться к его чувствам.
— По вашему мнению, возможно ли в нашей стране развитие такой формы семейного устройства как профессиональные приемные семьи?
— Анализ международной практики показал, что профессиональные приемные семьи существуют не во всех странах. В некоторых государствах (например, в Великобритании и Финляндии) все приемные семьи считаются профессиональными. В некоторых странах — только в случае неродственной опеки (в Румынии). В Беларуси к этой категории относят и детские дома семейного типа. В Польше — те семьи, которые принимают детей-инвалидов, детей с особыми потребностями.
У приемной семьи есть существенные отличия от традиционной. Ее цель — обеспечить сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, право на семейное воспитание. А это и терапевтическая, и компенсационная, и адаптационная, и коррекционная, и реабилитационная работа. Иными словами, государство ставит особые задачи перед приемными родителями.
В нашей стране статус профессионального приемного родителя пока юридически не закреплен. В отдельных регионах такую практику сейчас внедряют в тестовом режиме. Международный опыт свидетельствует: профессиональная приемная семья доказала свою эффективность. В России же этот социально-психологический феномен — в процессе становления.
— В каких случаях приемной семье могут помочь специалисты сопровождения?
— С какими бы вопросами приемная семья ни обратилась к специалистам сопровождения, они должны найти оптимальные способы решения даже самых непростых проблем, при этом соблюдать интересы ребенка.
— Каковы первые симптомы профессионального выгорания приемных родителей и как с ним бороться?
— Известный научный факт, что оптимисты не только дольше живут, но и меньше выгорают. Чувство усталости, которое не проходит даже после отдыха, беспричинное раздражение, отсутствие мотивации и интереса к жизни — это признаки эмоционального выгорания. Надо обращаться к специалисту.
— Где грань между жестоким обращением и воспитательными мерами в отношении ребенка?
— Критика должна быть направлена на поступок, а не на унижение личности ребенка. Это основной критерий, разводящий эти понятия.
— Что самое сложное в вашей работе?
— Ответственность, которую я разделяю с приемными родителями.
— Когда приемному родителю можно считать свою миссию по воспитанию ребенка успешной выполненной?
— После того, когда ребенок вырастет, начнет жить самостоятельно, получит профессию и не потеряет связи со своей приемной семьей.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы