2 марта 2020 года
В Центре содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» живут дети с особенностями развития. Среди них немало тех, кто не владеет речью. Но эта проблема разрешима — ребята осваивают альтернативную коммуникацию: общаются друг с другом и с сотрудниками при помощи картинок-пиктограмм. Таких картинок очень много, поэтому в центре для печати налажена работа мастерской «Мини-типография». Работают в ней сами воспитанники.
«Использование пиктограмм как средства альтернативной коммуникации — одно из важнейших образовательных направлений Центра. С помощью картинок неговорящий ребенок может выразить свои эмоции, получить доступную инструкцию по выполнению различных действий, и, конечно же, общаться с другими ребятами. Но наша мини-типография не только обеспечивает центр пиктограммами, здесь воспитанники получают бесценный трудовой опыт», — рассказывает дефектолог Янина Сулейманова.
В мини-типографии ребята работают на регулярной основе и даже получают заработную плату. Занимаются они печатью, ламинированием, вырезанием, брошюрованием и наклеиванием липкой ленты. Именно из этих производственных участков состоит изготовление визуальных помощников —пиктограмм.
Ребята работают циклами в мини-группах по четыре человека. Цикл длится месяц, с одним рабочим днем в неделю.
«С каждым воспитанником мы заключаем трудовой договор, составленный на доступном для него языке с использованием пиктограмм», — отмечает Янина Сулейманова.
У каждого юного сотрудника есть именная трудовая книжка — блокнот с фотографией на лицевой стороне, подписанная самостоятельно ребенком доступным ему способом.
В мастерскую каждый воспитанник приходит со своей трудовой книжкой. Затем каждый с помощью карточек с изображением отдельных операций выбирает, чем будет заниматься сегодня, и наклеивает нужную карточку в свою книжку. Таких задач за день он может выполнить несколько, если захочет и будет чувствовать себя хорошо. Все правила поведения и безопасности во время работы обязательно проговариваются с каждым воспитанником. Они также представлены в виде пиктограмм.
Затем ребята приступают к работе: занимают рабочее место, готовят необходимый материал, выполняют задание.
«Заказ для исполнения отражен в „электронной форме заказов“, куда воспитанник, работающий на компьютере, заходит, находит заказ, принятый к исполнению, и распечатывает его. Затем распечатанные листы он передает на разрезание, ламинирование, разрезание заламинированных листов, брошюрование или наклеивание „липучки“», — говорит Янина Сулейманова.
За каждую выполненную операцию в книжку ставят печать «сделано», а если работа выполнена аккуратно, то еще и оттиск «качественно».
«Больше всего мне нравится ламинировать. У меня это хорошо получается», — делится 18-летняя Любовь, воспитанница Центра.
Когда завершается рабочий цикл, юным типографам выплачивается заработная плата (из расчета 10 рублей одна печать).
Для детей с особенностями развития посильный, интересный труд — это возможность проявить себя, дополнительный стимул к развитию и бесценная подготовка ко взрослой жизни.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы